Глава II. Методика формирования связной речи у детей 5 года жизни
2.1 Характеристика описательной речи у детей 5 года жизни по результатам констатирующего эксперимента
Исследование проблемы развития связной речи и постановка опытно-экспериментальной работы осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения. Для проведения эксперимента были выбраны дети 5 года жизни, так как именно этот период дошкольного возраста является сензитивным для развития связной речи.
На первом этапе работы проводился констатирующий эксперимент. В него вошли следующие задания:
1. Описание игрушки.
Цель: Выявить особенности связных монологических высказываний у детей пятого года жизни в ходе описания игрушки: структуру, последовательность и связность изложения, характер предложений и используемых языковых средств.
2. Описание предмета.
Цель: Изучить особенности связных монологических высказываний описательного типа у детей пятого года жизни в ходе рассказа о предмете.
3. Рассказ по сюжетной картинке.
Цель: Изучить особенности связных монологических высказываний последовательного типа у детей пятого года жизни в ходе рассказа по сюжетной картинке.
Для выяснения навыков описания детям предлагалось рассказать про игрушку: «Рассмотри внимательно матрешку и расскажи про нее все. Какая она?» В протоколе №1 дословно фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей высказываний. Речь детей не исправлялась. Обследование детей проводилось в индивидуальном порядке для того, чтобы исключить влияние высказываний одного ребенка на качество речи других детей.
Для анализа связных монологических высказываний описательного типа были использованы показатели:
1) Последовательность изложения, наличие структурных частей в описании.
2) Связность изложения.
3) Используемые языковые средства в высказывании: количество прилагательных, существительных, глаголов.
4) Характер предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.
5) Информативность высказывания: количество слов, используемых в изложении.
6) Плавность высказывания: количество пауз.
Данные анализа протокола №1 отражены в таблице 1.
На основе методики оценки детских текстов, Т.А.Ладыженской и О.С. Ушаковой, а также данных анализа связных высказываний были выделены 4 уровня развития связной речи.
I Высокий уровень.
Дети чувствуют структурную организацию текста. В рассказах прослеживается композиционная завершенность, связность частей высказывания. В описании используются разнообразные средства языка, высокая информативность высказывания. Рассказы построены грамматически правильно, присутствует большое число предложений сложно подчиненной конструкции. Речь плавная, количество пауз не больше двух.
II Уровень выше среднего.
Нарушена структура и последовательность описания. Наряду с местоименной связью используют формально-присоединительную /союзы а, и/. В высказывании практически отсутствуют образные средства языка, преобладают предложения простой конструкции, хотя используют и предложения сложноподчиненной конструкции; в речи есть паузы. Рассказ составляют с помощью взрослого.
III Средний уровень.
Дети этого уровня просто перечисляют признаки деталей игрушки. В речи преобладают существительные и прилагательные, отсутствуют образные средства языка, информативность высказывания низкая. Присутствует большое количество пауз. Рассказ составляют с помощью взрослого.
IV уровень.
Дети пытаются составить рассказ, но ограничиваются отдельными предложениями без начала и конца. Количество пауз больше 5.
Диаграмма 1. Уровни связных монологических высказываний у детей 5 года жизни в ходе описания игрушки. I – высокий уровень, II – выше среднего, III – средний уровень, IV – низкий уровень
Из 100% детей пятого года 8,33% детей с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 41,65% детей, имеющих уровень развития связной речи выше среднего; 33,32% детей со средним уровнем и 16,66% детей с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.
С целью выявления у детей умения описывать предметы, дошкольникам было предложено задание: «Рассмотри внимательно стул и расскажи про него все. Какой он?»
В протоколе №2 фиксировались рассказы детей с сохранением особенностей высказываний. Речь детей не исправлялась.
Для анализа связных высказываний монологического типа были использованы те же показатели, что и при списании игрушки : последовательность и структура высказывания, связность, языковые средства, характер используемых предложений, информативность и плавность высказывания.
Данные анализа протокола 2 отражены в таблице 2 .
На основе показателей были выделены уровни сформированности связных монологических высказываний описательного типа: I – высокий,
II – выше среднего, III – средний, IY – низкий уровень (их описание см. выше).
Диаграмма 2. Уровни связных монологических высказываний у детей 5 года жизни в процессе описания предмета. I – высокий уровень, II – выше среднего, III – средний уровень, IV – низкий уровень
Из 100% детей 5 года жизни 16,66% детей с высоким уровнем развития связных монологических высказываний описательного типа; 50% детей имеющих уровень развития выше среднего; 24,99% детей со средним уровнем и 8,33% детей с низким уровнем развития связных монологических высказываний описательного типа.
Анализ высказывания детей показал, что в монологической речи описательного типа, данные дошкольники часто заменяют существительные местоимениями, неточно обозначают детали игрушки; предложения в основном простые, неполные. Описание игрушки идет без указания на объект; без заключения; используется формально – сочинительная связь между предложениями с помощью союзов «и», «да», указательных местоимений «это» , «тут», наречий «здесь,» «потом».
Высказывания большинства детей отличаются композиционной незавершенностью – перечислением отдельных частей игрушки. Отметим: некоторые дети довольно последовательно описывали игрушку, однако пропуская при этом какую-нибудь структурную часть рассказа (начало или конец).
Наконец есть дети, которые, составляя описание, ограничиваются отдельными словами и предложениями без начала и конца, что свидетельствует о том, что у детей одной возрастной группы наблюдаются существенные индивидуальные.
Для изучения у детей связных монологических высказываний повелительного типа дошкольникам предлагалось задание, которое они выполняли индивидуально: рассказывание по сюжетной картинке.
В протоколе №3 дословно фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей связного высказывания.
Для анализа связных монологических высказываний повествовательного типа были использованы следующие показатели:
1) Полнота охвата фактов, изображенных на картинке, умение устанавливать многообразные связи между фактами, действующими лицами и предметами и т. п.
2) Последовательность и связность изложения, наличие структурных частей в рассказе.
3) Способность тесно формулировать мысли и вопросы и выражать их в предложении.
4) Характер предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.
Данные анализа протокола отражены в таблице 3.
На основе показателей были выделены уровни сформулированности связных монологических высказываний повествовательного типа:
I Высокий уровень:
Ребенок полностью охватывает факты, изображенные на картинке, устанавливают многообразные связи между ними, а также между предметами и действующими лицами. Последовательно и связно излагает увиденное на картинке.
В рассказе ребенка присутствуют все структурные части. Ребенок точно формулирует мысли и выражает их в предложении. В своей речи использует как простые, так и сложные предложения.
II Средний уровень.
Ребенок частично охватывает факты, изображенные на картинке, частично устанавливает многообразные связи между ними, а также между предложениями и действующими лицами. В рассказе пропущены некоторые структурные части. В речи ребенка наблюдается наличие простых предложений.
III Низкий уровень.
Ребенок не устанавливает связей между предметами, действующими лицами, явлениями, изображенными на картинке. Рассказ отсутствует.
Диаграмма № 3. Уровни связных монологических высказываний повествовательного типа у детей пятого года жизни. I – высокий уровень, II – средний уровень, III – низкий уровень
Из 100% детей пятого года жизни 50% детей с высоким уровнем связных монологических высказываний повествовательного типа; 50% со средним уровнем. Низкий уровень связных монологических высказываний повествовательного типа отсутствует.
Анализ повествовательных высказываний детей 5 года жизни показал, что входе рассказывания по сюжетнойкартинке данные дошкольники используют в основном простые предложени также сложные с формально-присоединительной связью (союзы «и», «а»). Дети часто заменяют существительные местоимениями. Высказывания одной части детей отличаются пропуском структурных частей рассказа, а другой – правильным структурным оформлением повествования. В своем рассказе дети стараются установить все существенные связи между предметами. действующими лицами, явлениями, изображенными на картинке. Но в полной мере сделать это удается не всем.
Данные констатирующего эксперимента показали, что речь пятого года жизни не достаточно грамотна; наблюдаются неправильное построение простых и сложных предложений; частые замены существительных местоимениями, в монологах большинства детей прослеживается отсутствие четкой структуры построения связного высказывания.
Все это свидетельствует о необходимости проведения обучения с целью развития специальных умений для построения связных монологических высказываний.
- Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников
- 1.2 Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
- 1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
- Глава II. Методика формирования связной речи у детей 5 года жизни
- 2.2 Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек
- 2.3 Анализ полученных результатов