Организация и методы исследования
Анализ научной литературы показал, что изучение психологических особенностей процесса адаптации первокурсников является актуальным в настоящее время, так как негативные моменты адаптации могут обусловить дальнейшее асоциальное развитие личности курсантов-первокурсников.
В связи с вышесказанным, нам представляется правомерным выдвинуть гипотезу о том, что первокурсники, менее адаптированы к жизни в новых условиях, в связи с различной выраженностью таких механизмов адаптации, как самовосприятие и принятие других, эмоциональная комфортность и интернальность.
Сформированная нами гипотеза предполагает решение нескольких исследовательских задач:
-
Изучение уровня социально-психологической приспособленности у первокурсников.
-
Изучение особенностей социально-психологической адаптации курсантов.
-
Выявление наличия различий в исследуемых группах.
Для решения поставленных задач было необходимо обосновать выборку испытуемых. В качестве экспериментальной (основной выборки) выступали 24 человека. Выборка формировалась из числа курсантов 1 курса психологического факультета.
Исследование включает в себя несколько этапов:
На первом этапе был произведен отбор людей из числа первокурсников с целью отбора испытуемых в экспериментальные группы. Критерием отбора было определено, обучение курсантов на 1 курсе психологического факультета.
На втором этапе было проведено исследование с помощью выбранной методики.
На третьем этапе был произведен анализ анкет и интерпретация полученных результатов
В соответствии с поставленными задачами, были определены методы исследования. Основным методом исследования выступило тестирование.
В качестве экспериментальной методики, адекватных поставленным задачам, нами была определена следующая:
Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа без использования каких-либо местоимений. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная,7-бальная шкала ответов.
Авторами выделяются следующие 6 интегративных показателей: 1 – «Адаптация»; 2 – «Самопринятие»; 3 – «Принятие других»; 4 - «Эмоциональная комфортность»; 5 - «Интернальность»; 6 - « Стремление к доминированию».
С помощью обработки данных проведенной методики выявляются следующие характеристики:
- коэффициент социально - психологической адаптированности;
- коэффициент социально – психологической дезадаптированности;
- факторы, определяющие адаптированность – дезадаптированность.
Текст методики см. Приложение 1.