logo
практикум / тема 1 и 2

Основные структурные подразделения вуза

Каждый вуз, независимо от его типа, состоит из нескольких, свя­занных между собой структурных подразделений.

В состав вуза входят такие подразделения:

Во главе вуза стоит ректор. Он осуществляет непосредственное управление всей деятельностью вуза и является председателем Совета университета. Ректор представляет вуз во всех уч­реждениях и организациях, руководит всеми сторонами работы вуза несет личную ответственность за реализацию всех функций вуза. При­казы и распоряжения ректора обязательны для всех преподавателей и сотрудников вуза, студентов и аспирантов.

Ректор назначает проректоров — своих заместителей по разным направлениям работы вуза. Как правило, в вузе работают несколько проректоров: по учебной работе, по воспитатель­ной работе, по научной работе, по заочному обучению, по администра­тивно-хозяйственной деятельности.

Высшим органом самоуправления высшего учебного заведения является Совет высшего учебного заведения, возглавляемый руководителем высшего учебного заведения. В его состав входят проректоры, деканы, ведущие профессора и доценты, представители общественных организаций и студенчества. Порядок формирования, компетенция и организация деятельности совета высшего учебного заведения определяются Положением о совете высшего учебного заведения, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь, и уставом высшего учебного заведения.

Основными подразделениями вуза являются факультеты, организо­ванные по направлениям подготовки специалистов, и кафедры, сфор­мированные по отраслям знаний.

Схема подразделений

Факультет — учебно-ад­министративное подразделение вуза, осуществляющее подготовку сту­дентов по определенной специальности. Кроме того, факультет коор­динирует и контролирует научно-исследовательскую и учебно-воспита­тельную деятельность кафедр, обеспечивающих образовательную деятельность данного факультета.

Организация работы факультетов и руководство ими осуществляет­ся Советами факультетов, председателями которых являются деканы.

Декан факультета не­посредственно руководит его деятельностью, организует все формы фа­культетской работы, несет ответственность за выполнение функций факультета в образовательной и воспитательной деятельности, издает распоряжения и предписания, обязательные для всех преподавателей, сотрудников и студентов факультета.

Как правило, декан выдвигается из числа наиболее квалифицированных и опытных преподавателей факультета и избирается путем тайного голосования Ученым советом факультета и вуза, после чего утверждается в должности ректором вуза.

Кафедра — объединение профессорско-преподавательского состава вуза по одной или нескольким родственным дисциплинам. Данное объедине­ние необходимо для обеспечения качества образовательного процесса, для того, чтобы преподаватели могли оценить научный и методический уровень преподавания своих коллег, содержание преподаваемых дисцип­лин, все формы учебной работы со студентами, которая ведется по дисциплинам кафедры. Заведующие кафедрами также выбираются из чис­ла авторитетных и квалифицированных преподавателей на заседаниях Ученого совета факультета или вуза тайным голосованием и утвержда­ются в должности ректором.

Все должности профессорско-преподавательского состава, объеди­ненного кафедрами, также являются выборными. Выборы на должнос­ти преподавателей проводятся по конкурсу, объявляемому руководством вуза в периодической печати не менее чем за два месяца до его проведе­ния, к конкурсу допускаются все желающие. Обсуждение и рекоменда­ция претендентов для участия в конкурсе проводятся на кафедрах. Кон­курсный отбор претендентов происходит на заседаниях Ученого совета вуза или факультета, решение принимается по результатам тайного го­лосования. Приведенная система приема преподавателей на работу обес­печивает высокий уровень квалификации педагогических работников вуза, ставит преподавателей перед необходимостью постоянно повышать свой научно-методический уровень в целях соответствия квалификаци­онным требованиям вуза. К таким требованиям относятся методичес­кие умения в работе со студентами, проведение научных исследований, участие в практической или научно-прикладной работе, позволяющее преподавателю передавать студентам необходимый профессиональный опыт.

Основными преподавательскими должностями в вузе являются дол­жности ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора.

Ассистент — младшая преподавательская должность в вузе. Как правило, на нее принимаются молодые специалисты, не имеющие ученой степени и опыта препода­вания в вузе. Ассистенты обычно несут учебную нагрузку, связанную с проведением семинарских практических, лабораторных занятий со сту­дентами.

Преподаватель, старший преподаватель — преподавательская должность, занимать которую могут педагогические работники, имеющие значительный опыт, но, как правило, не имеющие ученой степени. Старшие преподаватели проводят все виды учебных занятий, включая чтение лекционных кур­сов, руководят курсовыми и в некоторых случаях дипломными работа­ми студентов.

Доцент — должность преподавателя высшего учебного заведения, а также ученое звание, не­обходимое для занятия этой должности. Избрание на должность доцен­та требует, как правило, наличия ученой степени кандидата наук по со­ответствующей специальности, определенного стажа преподавательской работы в вузе. Доценты могут вести все виды занятий в вузе, обычно они несут такую учебную нагрузку, которая требует высокого уровня квали­фикации: чтение лекций, руководство дипломными работами и магис­терскими диссертациями, участие в работе Государственной аттестаци­онной комиссии вуза, принимающей государственные экзамены и оце­нивающей квалификацию выпускников.

Профессор — высшая преподавательская должность в вузе, а также ученое звание, необходи­мое для занятия данной должности. Избрание на должность профессо­ра требует, как правило, наличия ученой степени доктора наук по соот­ветствующей специальности, значительного стажа преподавательской работы в вузе, существенных достижений в научно-исследовательской и образовательной деятельности. Профессора несут учебную нагрузку, требующую самого высокого уровня квалификации. Они не только чи­тают лекции по фундаментальным и наиболее актуальным проблемам науки, но и руководят подготовкой аспирантов и докторантов.

Все представители профессорско-преподавательского состава нахо­дятся в должности в течение пяти лет, после чего вновь проводится кон­курс на право замещения вакантной должности преподавателя вуза.

Внутривузовское управление: профсоюзная организация (деятельность направлена на помощь студентам, улучшение условий их учебы, труда, быта и отдыха). Студенческое самоуправление.