Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):
-создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями;
-одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
-одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам;
-поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов;
-создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
-недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии;
Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
-оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
-разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
-обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
-подчеркнуто позитивная критика (при необходимости) поведения студениа в диалоге с преподавателем;
-оперативное предоставление студентам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
-предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями»;
Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов:
-прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятиях;
-мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу;
-критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
-«игровая провокация» («Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав…»).
- Педагогическое общение
- Стили педагогического общения
- Диалог и монолог в педагогическом общении
- Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):
- Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении
- Профессионально-важные качества педагогического общения
- Средства повышения эффективности воздействия