Глава 2. Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе
2.1 Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются и в образовании.
Образование на современном этапе не может существовать без информационных технологий. Учитель может использовать информационную технологию как «проникающую», т.е. компьютер можно применять на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды [6].
Внедрение информационных технологий обучения не было обосновано и развито как научное направление, и, вследствие этого, имело значительные перекосы. Так, например,
1) чрезмерное увлечение некоторых педагогов тестовым автоматизированным контролем знаний, компьютерной диагностикой не дало существенного педагогического эффекта;
2) выявилась ущербность технологий, в которых ученику отводилась роль объекта информационного воздействия, а учитель рассматривался как необязательный элемент, обслуживающий автоматизированные системы «перекачки» знаний;
3) неэффективной оказалась и другая концепция, в которой упор делался на пользовательский аспект, компьютер рассматривался лишь как техническое средство обучения [8, с. 56].
Информационные технологии в наше время развиваются быстро и стремительно и вслед за собой открывают новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс в школе. Рассмотрим дидактические возможности использования средств информационных технологий.
Информационные технологии могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в школе. Создание баз данных библиотек, документов и творческих работ учащихся позволят систематизировать учебный процесс, организовать творческую, исследовательскую работу учащихся. Электронные средства поиска, систематизации и обработки информации обладают рядом преимуществ по времени, стоимости и трудоемкости процесса работы. Умение использовать информационные технологии становится неотъемлемой частью любого научного труда, и в этом состоит связующая роль предмета информационных технологий, открываются возможности для практических применений творческих и проектных ученических работ, размещения их в сети Интернет.
Современные средства информационных технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках.
Средства информационных технологий дают возможность находить новые формы и приемы в методе проектного обучения для создания междисциплинарных проектов. Это позволяет сформировать опыт научно-исследовательской деятельности учащихся. Особенность таких проектов заключается в задаче представления информации, подборе средств и методов в соответствии с темой проекта. Ученик должен не только собрать информацию по теме проекта, но и структурировать ее для размещения в ресурсе, продумать оформление в соответствии с требованиями к мультимедийному проекту. Часто, размещая информацию для Интернет, ученик сам видит и исправляет ее недостатки, таким образом проходя все этапы исследовательской деятельности.
Роль ресурсов Интернет в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дистанционное образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. Это позволяет не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. Практика показывает, что с помощью сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы.
Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.
Использование компьютера в процессе обучения информатики позволяет реализовать возможности новейших педагогических технологий личностно-ориентированного обучения. Благодаря ИКТ появилась возможность корректировать учебный план, сделать учебный процесс более управляемым и дает возможность варьировать дидактические модели управления процессом обучения.
Современное образование наполняется новым содержанием и поэтому перед учителями стоит задача пересмотра некоторых элементов педагогического процесса, создание нового содержания, форм и методов обучения. Все это призвано обеспечить эффективность учебного процесса, направленного на обучение, развитие и воспитание ученика.
Использование ИКТ в процессе обучения информатике позволяет формировать и корректировать учебный план в зависимости от особенностей и требований, предъявляемых индивидуально к каждому ученику с учетом уровня его знаний. Программное обеспечение дает возможность строить учебный процесс в зависимости от индивидуальных адаптационных свойств обучаемых. Все это позволяет сделать учебный процесс более управляемым и дает возможность варьировать дидактические модели управления процессом обучения.
Обучение с использованием ИКТ носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести коррективы. На занятиях хорошо сочетаются индивидуальная и групповая форма работы. Ученики находятся в состоянии комфорта при работе на компьютере.
Одним из наиболее мощных средств активизации обучения являются презентации. Они дают возможность учителю четко и логично выстроить объяснение нового материала, при этом сэкономить время на выполнении необходимых чертежей, демонстрации иллюстраций. Благодаря многозадачности компьютера одновременно демонстрируется эксперимент, ведется подсчет результатов с использованием калькулятора, показываются видеозаписи, все это можно сопроводить звуковым комментарием.
Мультимедийная компьютерная система обеспечивает: большую наглядность материала за счет использования звука и анимации, поддержание интереса учащихся на высоком уровне в течение всего занятия.
Необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе может быть вызвана:
- дефицитом источников учебного материала;
- возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
- необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
- необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов для их исследования в интерактивном режиме;
- необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности;
- созданием условий для эффективной реализации прогрессивных
психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые, состязательные формы обучения и т. д.);
- необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств ИКТ.
На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводятся новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ОЭР осуществляется промежуточный контроль, на основании которого, а также с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Дополнительно может быть предусмотрена демонстрация специфики работы сданным электронным ресурсом.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана, методическое значение которого трудно переоценить. Целью данного этапа может быть освоение или закрепление объясненного учителем материала, проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков. Роль учителя здесь - осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика либо образовательной траектории.
Следующий этап может включать в себя, например, работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им может быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.
Заметим, что, в зависимости от конкретного урока, указанные этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным ресурсом, а сама эта работа станет уже «кульминацией» урока.
Таким образом, применение новых технологий в образовании должно рассматриваться как стратегическое, управленческое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы, направленной на повышение качества образования, повышать мотивацию обучения, способствовать углублению межпредметных связей.
Анализ теоретических источников и практического опыта позволяют сделать вывод, что, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
- Глава 1. Дидактическая игра как средство обучения и педагогическая проблема.
- Глава 2. Использование икт при разработке дидактических игр по информатике.
- Глава1. Дидактическая игра как средство обучения и педагогическая проблема.
- Глава 2. Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе
- 2.2 Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения икт