Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве с обязательным показом иллюстративного материала, предусмотренные программой, включают ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры.
Беседы о произведениях искусства на уроках занимают до 5— 10 мин. С IV по VII класс проводятся также специальные уроки-беседы об искусстве, на которых учащиеся знакомятся с основами истории мирового и отечественного искусства.
Раздел «Беседы об изобразительном искусстве» программы ставит задачи:
научить учащихся смотреть произведения искусства, понимать содержание картины, скульптуры; воспитать чувство сопереживания при встрече с произведением искусства;
научить учащихся различать виды и жанры изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
воспитать интерес к искусству, потребность в общении с ним;
дать представление о социальной роли искусства.
Особое внимание в V-VII классах уделяется деятельности и гражданской направленности искусства русских художников-передвижннков. К концу обучения изобразительному искусству в VII классе учащиеся должны быть ознакомлены с основными принципами советского изобразительного искусства - принципами народности, партийности, методом социалистического реализма.
В программе дан примерный перечень произведений для бесед в каждом классе (если некоторые из них отсутствуют, их можно заменять другими, близкими по содержанию и художественному уровню). Беседы об изобразительном искусстве дополняют сведения, которые дети получают на уроках рисунка, живописи, тематического рисования и декоративной работы.
Успех обучения изобразительному искусству предполагает широкое вовлечение учащихся во внеклассную и внешкольную работу. Для развития интереса детей к изобразительному искусству рекомендуется давать домашние задания по разделам программы (самостоятельное выполнение рисунков, набросков и этюдов с натуры, оформление праздничных стендов, стенгазет и др.). Необходимо развивать у детей потребность общаться с искусством в свободное от занятий время. Учителю целесообразно проводить по возможности экскурсии в музеи и на художественные выставки, в мастерские художников, устраивать выставки работ школьников, конкурсы, олимпиады, вечера искусства, встречи с художниками, посещение изостудий. Не менее важно приучать школьников к чтению литературы по изобразительному искусству в соответствии с их возрастом и интересами, а также смотреть телепередачи по искусству.