2.Методы педагогических исследований
Методы исследования в педагогике — это система приемов и процедур деятельности, направленных на разрешение определенной научной задачи.
Для достижения цели в научно-педагогическом исследовании применяется система методов, правильный выбор которых оптимизирует исследование и повышает его результативность.
Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта.
Метод педагогических наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в целостности и динамике их изменения. Контент-анализ предполагает анализ письменных текстов испытуемого, его произведений, писем, продуктов деятельности по заранее определенной схеме. Изучение педагогического опыта и опытническая работа становятся научными методами в том случае, если направлены на поиск нового знания, имеющего объективный характер.
Диагностический эксперимент — это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в искусственно созданных и управляемых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы.
Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование) позволяют получить информацию о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах (информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности). Источником этой информации являются сами люди, их высказывания о своих мнениях, настроениях, поступках или о том, что их окружает. Методы опроса различаются глубиной получаемой информации, широтой охвата, вариативностью вопросов.
Методы экспертных оценок (рейтинга) и самооценки различаются тем, что рейтинг — это оценка тех или иных сторон деятельности компетентными экспертами, а при самооценке в роли эксперта выступает сам испытуемый. Разновидностью метода экспертных оценок является разработанный Ю. К. Бабанским педагогический консилиум, при котором проводится коллективное оценивание характеристик школьников по определенной программе и по единым признакам.
Метод диагностирующих контрольных работ — письменных или лабораторно-практических — позволяет получить оперативную информацию о фактических знаниях учеников, о специальных умениях и навыках учебного труда и сделать объективные выводы об уровне их подготовленности на той или иной ступени обучения.
Теоретические методы педагогического исследования опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование).
Анализ — метод научного исследования путем разложения исследуемого предмета на составные части (отдельные признаки, составляющие), чтобы найти в целом части, в сложном — простое, в едином — многое, в следствии — причину. Сравнительно-исторический анализ как одна из разновидностей анализа обогащает научную работу ранее неизвестными фактами, стимулирует исследовательскую мысль, позволяет избежать ошибок прошлого или «открытия» давно открытого.
Синтез — соединение полученных при анализе частей в целое, рассмотрение целого как сложного, состоящего из множества элементов — не простой их суммы, а смыслового единства. Так, наблюдая урок, исследователь выясняет, например, какие изменения в действиях учащихся происходят при изменении действий учителя.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Модель заменяет оригинал в более простом для понимания виде; изучение модели дает информацию об оригинале. Модель — результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.
В педагогике применяются такие общенаучные методы как индукция (обобщение, нахождение по частным фактам и явлениям общих принципов и законов), дедукция (частные положения в процессе конкретизации выводятся из общих закономерностей), идеализация (образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте), мысленный эксперимент (опера-ции на моделях объектов, которые отображают реальные процессы), сравнение (выявление сходства и различия между объектами), обобщение (выделение общих свойств класса предметов), ранжирование (выделение главного в явлении и отделение второстепенных фактов), классификация (распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками).
Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями. К количественным методам относятся шкалирование (присвоение признакам объектов числовых значений), математические и статистические методы. Качественные методы предшествуют выбору и применению математических и статистических методов, а также применяются для интерпретации результатов математической и статистической обработки данных. Они помогают избежать нивелирования индивидуальности обучаемых или воспитанников, обеспечить восприятие их различий как объективный факт и норму.
При качественном анализе человек представляет для исследователя интерес не только как объект изучения и источник информации, но и как особый мир образов и переживаний.
Соблюдение баланса между количественными и качественными методами и характеристиками в конкретном исследовании обеспечивает его подлинную научность.