logo
Нормы зв

Четвертый год жизни

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в раз­витии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суж­дения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Однако в процессе общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, речь других еще далека от совершенства.

На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность "расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрос­лым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрос­лым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?» И т. д. И чем их больше, тем ярче про­является стремление малыша расширить свои знания, тем проч­нее устанавливается им связь между предметом, действием, ка­чеством предметов и словами, их обозначающими. Однако сле­дует помнить, что у детей четвертого года жизни еще недоста­точно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслу­шать до конца ответы взрослых.

К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка дости­гает приблизительно 1500—2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого воз­раста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числи­тельные (один, два) прилагательные, указывающие на отвлечен­ные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твер­дый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, ма­мина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огу­рец) ». Иногда ребенок, не зная названия предмета, употребляет, Наоборот, обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо ромашка или одуванчик). Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно об­щаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Здесь он часто до­пускает неточности. В процессе овладения новыми словами малыш не просто запо­минает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и сло­вом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребенка появляется моти­вированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреб­лять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой ко­пают, значит, она «копатка», а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распро­страненные предложения, но появляются и сложные (сложносо­чиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прила­гательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправиль­но употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»); при образований родительного падежа существительных множест­венного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом домов, ручка— «ручков»); допускаются часто ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»); неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

В этом возрасте ребенок еще не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рас­сказа. Речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию; понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно, еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок четвертого года жизни также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по объему стихотворения, потешки, при неоднократном чтении одной и той же сказки может почти дословно передать содержание, часто не понимая смысла слов.

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированны­ми движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных: санки вместо ранее произносимо­го «сянки». Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2—3 согласных, становится возможным употреб­ление более сложных по слоговой структуре слов (3 — 4 и более); Некоторые дети начинают сосредоточивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников.

Со стороны произношения отмечается появление многих зву­ков. Большинство детей правильно произносят такие ранее не­произносимые звуки, как звуки ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в три года произносят его как ти или тс). У некоторых детей появля­ются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие зву­ки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с («суба» вместо шуба), ж на з («заба» вместо жаба), ч на ц («цасы» вместо часы), щ на с или съ («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель). Сонорные звуки р, ръ, л заме­няют звуком й или ль («йак», «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка).

С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюда­ется обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произно­сят и в тех словах, где их употребление неуместно, например в тех словах, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо капуста, «клизовник» вместо крыжовник). Однако такие замены чаще всего наблюдаются во вновь овладеваемых словах, в давно усвоенных словах ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки, слоги, пере­ставляют их. Например, слово пожалуйста могут произнести как «пожаста», температура как «тематура». Постепенно к концу го­да дети преодолевают эти трудности и начинают верно сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох детей, малыши в состоянии произнести гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3—5 с и более.

В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять сво­им голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, отве­чает им очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко.

Дети неплохо перенимают интонацию и передают ее верно, под­ражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то что он еще не может правильно произнести некоторые звуки, он под­мечает неправильность произношения у своих сверстников, но в этом возрасте он еще не в состоянии осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» — репа), хо­тя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочета­ния, слова: «бии-бии»—гудит машина, «пии-пии»—пищит мы­шонок.

К концу четвертого года жизни произношение детей значитель­но улучшается, закрепляется правильное произношение свистя­щих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых де­тей— звуки л, р. Однако у большинства детей еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипя­щих, звуков л, р, что еще не является патологией в речевом раз­витии ребенка. В этом возрасте дети могут допускать ошибки: не правильно употреблять ударение, укорачивать многосложные сло­ва. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индиви­дуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества зву ков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю сле­дует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания в развитии речи и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предме­тов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержа­нию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше ста­новится ребенок, тем большее влияние на его речевое разви­тие оказывает семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к кон­цу года) создает возможность ребенку полнее строить свои выска­зывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения вре­менных и пространственных отношений; для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагатель­ные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свой­ства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (же­лезный ключ). Все шире ребенок использует наречия, личные мес­тоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), слож­ные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), одна­ко их ребенок употребляет еще очень редко. Свое высказывание четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых рас­пространенных предложений, сложносочиненные и сложнопод­чиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем воз­растном этапе, но все же еще мало.

Рост словаря, употребление ребенком более сложных в струк­турном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: непра­вильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовы­вают слова (например, глаголы и существительные в числе, при­лагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однород­ными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовы­вают прилагательные с другими частями речи в косвенных паде­жах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помо­щи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить сходство в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «Маша каша, Миша Гриша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном разви­тии самоконтроля за собственным произношением.

В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно спо­собствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артику­ляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять бо­лее точные движения языком, губами, четкое и правильное дви­жение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто правильно употребля­ют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произно­шения слов. Но у некоторых детей еще неустойчивое произноше­ние определенных групп звуков, например свистящих и шипя­щих — в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. В этом возрасте дети иногда ис­пытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех сло­вах, которые насыщены определенными согласными, например, свистящими и шипящими одновременно, звуками лир: старушка, лаборатория. Это объясняется тем, что у детей не закреплены не­которые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такое несо­вершенство звукопроизношения со временем исчезает.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух на­личие того или иного звука в слове, подобрать слова на задан­ный звук. Все это доступно, конечно, лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у де­тей фонематическое восприятие.

Достаточно развитой речевой слух ребенка дает ему возмож­ность различать в речи взрослых (конечно, если дано в сравне­нии) повышение и понижение громкости голоса, замечать ускоре­ние и замедление темпа речи, улавливать различные используе­мые взрослым интонационные средства выразительности, передавая в сказочных ситуациях, как говорит то или иное животное — ласково, грубо, в низком или высоком тоне.

В этом возрасте дети, подражая взрослым, могут и сами до­вольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоциональ­но-волевое отношение к произносимому, точно использовать ли­тературные нормы произношения слов. Дети в состоянии гово­рить не только достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с уче­том содержания высказывания. В особых ситуациях могут гово­рить шепотом, т. е. значительно расширяются возможности детей для использования своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно передавать при помощи речи свои мысли, выразительно читать художественные произве­дения.

Удлиняется выдох ребенка. Гласные звуки он способен произ­носить в течение 3—7 с, свободный выдох при дутье на султан­чик несколько короче (от 2 до 5 секунд).

К концу пятого года жизни многие дети правильно произно­сят все звуки родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р. У некоторых отмечается искаженное произнесение звуков с, з (при высунутом между зубами кончике языка), звука р (не за счет колебания кон­чика языка, а в результате дрожания мягкого нёба или язычка): Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяже­лых случаях оказывает логопед.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

На атом жизненном этане продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно разви­тую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отве­чать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с разви­тием самокритичного отношения к своему высказыванию у ре­бенка появляется и более критическое отношение к речи сверст­ников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет ознаком­ления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий от­дельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреб­лять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие сущест­вительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000— 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года жизни ребе­нок более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например не только называет слово животное, но и может ука­зать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние животные. Дети используют, в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение детей подби­рать противоположные по смыслу слова (антонимы) — существи­тельные (вход выход), прилагательные (хороший плохой), наречия (быстро '— медленно), глаголы (говорит молчит); под­бирать наибольшее количество прилагательных к определенным существительным (Какой может быть дождь?Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречий (Как может говорить мальчик?Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); подбирать близкие по смыслу слова (синонимы, например к слову ходить идти, шагать, топать, вышагивать и т. д.).

Предлагая такие задания, нетрудно убедиться, что словарь ребенка все еще недостаточно богат прилагательными, наречия­ми, глаголами, да и слов, близких по смыслу, дети этого воз­раста подбирают еще немного и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны при пересказах сказок, когда ре­бенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используют слова в середине).

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок ов­ладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В этом возрасте предложения в структурном отношении значительно усложняются не только за счет простых распрост­раненных предложений, но и сложных, возрастает их объем. Все реже ребенок допускает ошибки в согласований слов, в падеж­ных окончаниях существительных и прилагательных, часто пра­вильно употребляет родительный падеж существительных во мно­жественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суф­фиксов (учит детей — учитель, читает книги — читатель, строит дома — строитель), образует прилагательные от существительных (ключ от железа — железный, банка из стекла — стеклянная).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прила­гательными в косвенных падежах, употребление некоторых су­ществительных множественного числа в родительном падеже («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых имен существительных («На «пианине» стоят часы»).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец. В диалоги­ческой (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и разверну­тые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы слушателем его высказывание было правильно по­нято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен расска­зывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отды­хал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.). В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно рас­крыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, второстепенные, менее важные часто опускает.

На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением они начинают четко и внятно произ­носить различной сложности слова.

В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости спо­собны говорить громче и тише, т. е. могут соизмерять громкость своего высказывания с. учетом расстояния до слушателя, харак­тера высказывания. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах речь детей часто замед­ленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, они в процессе вы­сказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорят громче и быстрее обычного.

Используя образец выразительного чтения художественных произведений, дети способны воспроизводить стихи с соблюде­нием интонационных средств выразительности, они часто пра­вильно пользуются вопросительной, повествовательной интона­циями, могут передавать свои чувства по отношению к различ­ным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

Более продолжительным становится выдох. Так, на одном выдохе дети могут произнести гласные звуки а, у, и в течение 4—8 с (при свободном выходе в течение 4—6 секунд).

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произ­ношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении зву­ков, у других —неправильное их формирование: р — горловое, одноударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные Некото­рые дети не всегда четко дифференцируют в словах произношение свистящих и шипящих звуков, звуков л и р. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесений слов и фраз, вклю­чающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насы­щенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Ясность, внятность речи во многом зависит и от скорости вы­сказывания. У детей, говорящих быстро, как правило, речь ме­нее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуля­ционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи. Смена молочных зубов в 5 — 6 лет на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшается звукопроизношение и дикция.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованы дополнительные занятия, которые в зависи­мости от тяжести, количества и характера нарушений проводят­ся в легких случаях воспитателем, в тяжелых (при обширном косноязычии) — логопедом. Эти занятия (индивидуальные или групповые в 3—5 человек) проводятся не реже двух раз в неде­лю и направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или на их закрепление, введение в речь.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитой фонематиче­ский слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов па определенные звуки, выполнить дру­гие более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух. Например, они не смешивают звуки к и р, ш и л, т. е. звуки акустически и артикуляционно контрастные, но недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные; например, при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети выделяют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети твердые и мяг­кие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч.

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые сло­ва или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произ­нося, они еще недостаточно четко дифференцируют, например звуки с и ш («Шла Саша по шоссе», «Саша любит сушки, а Соня ватрушки*, «Шесть мышат в шалаше шуршат»). Но к семи годам при условии систематической работы над звуконроизношением дети и с этим вполне хороню справляются.

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослы­ми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на лю­бую тему, доступную для понимания в его возрасте. При расска­зывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В актив­ном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, а не просто машина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и опе­рации, которые совершают взрослые в процессе труда, и качест­во их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, слож­ные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, по­нимать метафоры (море смеялось).

Расширяется многозначность употребления слов (чистая ру­башка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу сло­ва) , которые бы более точно отражали качество, свойства пред­метов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подо­брать слова при сравнении предметов или явлений, метко под­мечая в них сходство и различие (белый, как снег), все чаще и чаще пользуется сложными предложениями, включает причаст­ные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словар­ного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Боль-шое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает состояние культуры речи взрослых, умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логи­чески последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность вы­сказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картин­ки, пересказать содержание небольшого художественного про­изведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказ­ку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чув­ствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изобра­жено на картинке, но и представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли разви­ваться события дальше.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, установления определенной последо­вательности в выполнении тех или иных действий.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причаст­ные и деепричастные обороты. 6 этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существи­тельные и прилагательные в роде и числе), употребляют падеж­ные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жиз­ни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произ­носит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фра­зы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может гово­рить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами выразительности.

Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно раз­витое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звуки в сло­вах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мяг­кие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, пред­ложения на слова и т. д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления в школу речь ребенка еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из об­щих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко диф­ференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых, звуков л и р, свистящих и шипящих: с—ш, съ—щ, а—ж, ц—ч.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистя­щих, шипящих, звуков л и р), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения («звонит» вместо зво­нит), неправильное использование интонационных средств выра­зительности.

Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитие фонемати­ческого восприятия, которое затрудняет усвоение звукового анализа слов, овладение которым необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

Дети с дефектами речи (заикание, сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, нарушение голоса и др.) должны как можно раньше направляться в специальные группы при детских садах или в специальные детские сады, где в зависимости от дефекта речи им оказывается соответствующая помощь спе­циалистами. В дальнейшем большинство из этих детей поступает в массовые школы и успешно усваивает программный материал.