logo
дефектология 2005 №6

Приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагоги­ческих и тифлопсихологических исследованиях указывается важность словесной регуляции для правильно­го протекания процесса восприятия.

Перед демонстрацией наглядно­сти педагог должен сформулировать задачи занятия, дать детям верную установку, сообщить, на что следует обратить особое внимание.

Во время демонстрации сюжет­ной картины педагог сначала рас­крывает детям общее содержание, а затем дети переходят к ее детально­му изучению.

Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основ­ного в сюжете к второстепенному. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале необходимо обратить внимание детей на то, что изображено на переднем плане, за­тем – на среднем, на заднем (если это картина с многоплановым изображением).

Следует учитывать, что при низ­кой остроте зрения (0,08-0,2) ча­сто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжет­ные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его воспри­ятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.

Перед демонстрацией слайдов, диафильмов, кино- и видеоматериа­лов детям даются предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируется со­держание предъявляемых материа­лов.

После ознакомления с нагляднос­тью педагог задает вопросы, уточня­ющие, конкретизирующие полученные представления, подводит детей к самостоятельным выводам и обоб­щениям.

Для формирования у детей с нару­шением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но и методически грамотно преподнести ее. Важно учитывать своеобразие протекания зрительного восприятия у детей с патологией зрения. Так, дети с глубоким поражением зрения (от 0,1 и ниже) затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второсте­пенных деталей, путают сходные по форме изображения, у них наруше­но целостное восприятие нагляднос­ти, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов затруднены.

Для эффективности использова­ния наглядности необходимо соблю­дать следующие условия:

1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким об­разом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на кон­трастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоя­нии).

2. Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.

3. Некоторым детям необходимо предоставить возможность прибли­зиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплано­выми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу (класс) до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе или классе.

5. Использование рельефной на­глядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

6. При демонстрации новых, не­знакомых детям игрушек, предме­тов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у де­тей планомерность зрительно-осяза­тельного восприятия.

7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.