logo
Диплом Шарапова

2.1 Сущность и виды социально-педагогического сопровождения

Термин «социально-педагогическое сопровождение» в современной научной литературе еще не получил достаточно широкого распространения. Гораздо активнее используются понятия педагогическое, психологическое и психолого-педагогическое сопровождение.

В словаре В.Даля термин «сопровождать» определяется как «сопутствовать, идти вместе». В Современном русском языке «сопровождение» означает быть «вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, следовать вместе, охраняя или указывая путь».

Анализ современной научной литературы свидетельствует, что под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается любая развивающаяся социальная система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого. Анализ изученной литературы показывает, что под сопровождением понимается особый вид взаимодействия, целевым назначением которого выступает на учение субъекта развития искусству предупреждения и решения проблем наиболее позитивным для развития методом1.

Идея социально-педагогического сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Не будучи названными с помощью данного термина, идеи сопровождения представлены в работах многих известных педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.И. Сухомлинский и т.д. Сейчас мысль о необходимости «сопровождения» как очевидная высказывается современными педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха». «Под сопровождением пишут авторы, понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора»1.

В современной педагогической практике парадигме сопровождения является одной из самых распространенных в оказании помощи людям с различными проблемами. Ее суть заключается в том, что специалист сопровождения вырабатывает такие методические приемы, которые включают в себя целостный комплекс мероприятий. Понятие сопровождения очень часто используется в социально – педагогической литературе, но его четкое определение до сих пор не сформулировано.

Так, например, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына считают, что сопровождение – это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

В работах Г. Бардиер, И Ромазан, Т. Чередниковой, М.Р. Битяновой, Т.В. Дворецкой, Н.Л., Коноваловой, Ю.В. Слюсарева сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности специалиста сопровождения (социального педагога), направленная на создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизни.

И.А. Липский, анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которой является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое сопровождение может носить различный характер, который в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное». Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «финансовое сопровождение», «Социально – педагогическое сопровождение» и др.»1

Многомерный характер социально-педагогической ситуации делает необходимым организацию социально - педагогического сопровождения человека как особой социальной технологии, обладающей социально – педагогическим содержанием и характером.

В концепции педагогической поддержки О.С. Газмана педагогическая поддержка является функцией социально – педагогического сопровождения. Ее предметом выступает процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

С точки зрения экзистенциальной педагогики, представителем которой является М.И. Рожков, социально-педагогическое сопровождение – это метод, направленный на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации2.

Е.О. Бабич отмечает, что общая целевая направленность социально – педагогического сопровождения, осуществляемая в совместной деятельности педагога и учащегося, разрешается через создание воспитательной ситуации, смысловые и когнитивные связи, и это свидетельствует о многообразных вариативных проявлениях содействия в целостном учебно-воспитательном процессе1.

С.А. Расчетина рассматривает процесс социально – педагогической поддержки как триединство поддержки, посредничества и сопровождения.

Во-первых, автор выделяет в широко понимаемой социально-педагогической поддержке ее особую «часть», более узко понимаемую – процесс, осуществляемый взрослым и нацеленный на удовлетворение базовых потребностей ребенка в безопасности, принадлежности, самоуважении, любви. Это поддержка потребности ребенка в поддержании таких условий, которые позволяют ему без страха исследовать мир и искать свое место в отношениях с людьми, то есть самоактуализироваться, проявлять «самость».

Во-вторых, процесс посредничества. Ученый утверждает, что деятельность социального педагога, обращенная к решению социальных проблем ребенка, изначально посредническая. Она несет в себе тенденцию расширения контактов, вовлечения в процесс взаимодействия достаточно широкого круга лиц. Социальный педагог выступает как посредник между человеком, обремененным проблемой, и различными жизненно важными структурами, обеспечивающими помощь. Это люди, с которыми ребенок связан непосредственно: родители, учителя, сверстники, друзья из неформальных объединений и др., это специалисты различных служб, способные оказать конкретную помощь в восстановлении права на достойный образ жизни. Профессиональный уровень решения проблемы в равной мере зависит от качества непосредственных контактов социального педагога с ребенком и его социальным окружением. Таким образом, в понятие социально-педагогической поддержки изначально закладывается представление о посредническом ее характере.

В-третьих, это процесс сопровождения, «В социальной педагогике сопровождение можно рассматривать как усилие внимания к ребенку в тех «узлах пересечения его с другими», которые драматизируют ситуацию, это предупреждение конфликтов, снятие его остроты».1

Анализ литературы позволяет выделить основные принципы социально-педагогического сопровождения, которые трактуются следующим образом:

- ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами;

- активная позиция сопровождаемого: главным становится не решить проблемы за сопровождаемого, а научить его решать проблемы самостоятельно, создавать условия для становления способности к саморазвитию;

- автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовывать свою деятельность как особую практику со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка;

- независимость: в системе образования необходимым становится разделение линий административного и методологического (содержательного подчинения специалиста системы сопровождения;

- непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения на всем периоде обучения и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте; организация преемственности в работе дошкольного, общего и профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;

- комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

- сопровождение системно по своей сути, то есть участники сопровождения не изолированы друг от друга, а находятся в непрерывном взаимодействии;

- превентивность: необходимо обеспечить переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций1.

Целью социально - педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;

- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.

Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.

Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.

Во-вторых, социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.

В-третьих, в позиции сопровождения социальный педагог не выступает «костылем», на который привыкает опираться ребенок, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.

Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:

1 этап - организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.

2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа социального педагога, выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа (это дети «группы риска», из неблагополучных семей).

3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.

4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.

5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.

Для целостного развития детей и подростков, их успешной социализации, раскрытия индивидуализации и творческого потенциала в необходима модель организации социально-педагогического сопровождения урочной и внеурочной деятельности детей, сделана ее характеристика и обозначены условия реализации модели и факторы ее успешности.

Главной целью построения модели является помощь в процессе всестороннего развитие личности ребенка и его социализация.

Работа по данной модели проводится с семьями «группы риска», многие из которых, проживают в неблагополучных семьях.

Для реализации модели, прежде всего, нами была составлена программа социально – педагогического сопровождения, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации.

Условиями реализации данной модели являются следующие1:

  1. Готовность к адекватному восприятию существующих социальных и личностных проблем детей, обучающихся в школе.

Выявление данных проблем составляет начальный этап нашей работы по реализации модели социально-педагогического сопровождения.

Чтобы понять, с каким контингентом детей нам приходится работать, мы применяем метод наблюдения и метод изучения документации, в частности, изучаются личные дела учащихся. Кроме того, посещаем семьи, чтобы выяснить характер окружения и социально-бытовые условия, в которых проживают дети. После составления характеристик и наблюдения над личными особенностями детей можно сделать следующие выводы о том, по каким направлениям должна идти наша работа в рамках социально-педагогического сопровождения:

Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление являлось ведущим в нашей деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. И это понятно, ибо, сколько ни проводи мероприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб.

Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка.

Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы прежде всего инициативы. Ведь нередко социальные педагоги тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения.

3) Активная позиция в решении социальных и педагогических проблем, реализуемая готовность к социально-педагогическим действиям. Это собственно разработка тех мероприятий, которые были направлены нами на устранение выявленных проблем, в частности, для регулирования неблагополучной обстановки в семье проводились беседы с родителями, совместные с детьми родительские собрания, на общешкольные мероприятия, организовывались совместные походы детей и родителей на природу, для повышения эмоциональной комфортности детей проводились различные игры, конкурсы, викторины и т.д.

  1. Для выявления результативности работы участие с детьми в выставках, смотрах самодеятельности, в спортивных соревнованиях необходимо зафиксировать личные достижения каждого ребенка в «дневнике наблюдений».

Проведенная работа показывает: управляемая взаимосвязь общеобразовательной школы и родителей, внеурочная деятельность детей влияет повышение их самооценки, на изменение их моральных ценностей, снижение уровня тревожности, успешную адаптацию в коллективе и их социализацию.