Лабораторно-практические занятия, практикумы
Применению знаний, а следовательно и их совершенствованию, накоплению опыта самостоятельной деятельности и умению учиться служат и традиционные лабораторно-практические занятия, практикумы. Как правило, они применяются для окончательного закрепления практических и учебных навыков и умений, а также проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программ. В этом отношении пальма первенства в многообразии лабораторно-практических занятий принадлежит практикуму, который проводится в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участках школ. Учитель заранее готовит материальную базу и соответствующие инструкции, необходимые для проведения учащимися опытов и экспериментов, распределяет оборудование, инструменты, чтобы каждый ученик мог выполнить требуемые программой работы, проявляя необходимую в этой работе самостоятельность. Назначение практикума - расширение технологического кругозора учащихся, подготовка их к труду и профессиональная ориентация школьников.
Это, конечно, не значит, что практикум заменяет все остальные виды лабораторно-практических занятий, что учащиеся не проводят лабораторных экспериментов на других уроках. Лабораторные опыты, микроэксперименты, решения всевозможных теоретических и практических задач учитель нередко вводит и в рамки общего разбора темы для иллюстрации своего рассказа-объяснения, и в уроки-лекции, где проводится общий разбор темы, и в уроки-семинары, где они становятся одним из источников новых знаний.
Как и на уроке-семинаре, учитель ведет систематическое наблюдение за успехами каждого ученика на всех разновидностях уроков лабораторно-практических занятий, где наиболее интенсивно происходит совершенствование знаний, умений и навыков, их формирование, обобщение, систематизация и целенаправленное применение, текущий контроль за успешностью обучения школьников.
Однако особое внимание учителя должно быть сконцентрировано не столько на текущем контроле, частных коррекциях в деятельности учащихся, сколько на тематическом контроле, проверке усвоения школьниками учебного материала, уровня сформированности навыков и умений, приемов, способов деятельности, полученных при изучении темы в целом. Эта задача решается на зачетном уроке. Что он собой представляет?
- Цель урока:
- Типология и структура уроков
- Типы урока
- Урок изучения нового материала
- Урок совершенствования знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации
- Комбинированный урок
- Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
- Организация учебной деятельности учащихся на уроке
- Фронтальная форма организации учебной деятельности
- Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке
- Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся
- Самостоятельная работа учащихся на уроке
- Понятие о самостоятельной работе ученика
- Уровни самостоятельной деятельности школьников
- Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке
- Типы самостоятельных работ
- Урок-семинар
- Урок лабораторно-практических занятий
- Лабораторно-практические занятия, практикумы
- Зачетный урок
- Домашняя работа школьника
- Внеклассная и внеурочная формы работы учащихся
- Планирование урока
- Анализ и самооценка урока