27.Теории психического развития ребенка (б.Г. Ананьев, л.И. Божович, л.С. Выготский, м.И. Лисина, а.В. Петровский, с.Л. Рубинштейн, д.Б. Эльконин).
Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского. В психологии развития направление социализации возникло как юпытка определить отношение в системе субъект–среда через категорию социального контекста, в котором развивается ребенок. Анализ концепций этого направления начнем с представлений Л.С. Выготского, согласно которому психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историческая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством. Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского – о том, что в Развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна – естественное «созревание». Другая – культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления. Л.С. Выготскому принадлежат два важных понятия, определяющих каждый этап возрастного развития – понятие социальной ситуации развития и понятие новообразования. Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей.
- 1.Культура как системное целое.
- 2.Культурология, её функции
- 3.Мышление как наивысшая форма отражения действительности человеком.
- 4.Факторы, влияющие на формирование и развитие культуры мышления.
- 5.Основные педагогические условия формирования познавательных
- 6. Умственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
- 7.Особенности умственной деятельности детей дошкольного возраста.
- 8.Исследовательская и проектная деятельность дошкольников.
- 9. Исследовательское поведение и исследовательские способности.
- 10.Модель исследовательских способностей.
- 13.Условия развития творческого мышления дошкольников.
- 14.Развитие логического и творческого мышления дошкольника.
- 15.Развитие умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы.
- 16.Развитие умений задавать вопросы.
- 17. Развитие умений давать определения понятиям.
- 18.Развитие умений классифицировать.
- 19.Развитие умений и навыков наблюдения.
- 20.Развитие умений экспериментирования.
- 21.Развитие умений создавать текст.
- 22.Методика защиты итогов исследований и проектов.
- 23.Основные положения системного подхода формирование культуры мышления.
- 27.Теории психического развития ребенка (б.Г. Ананьев, л.И. Божович, л.С. Выготский, м.И. Лисина, а.В. Петровский, с.Л. Рубинштейн, д.Б. Эльконин).
- 31.Игровая деятельность в развитии творческого мышления.
- 32.Исследовательское поведение и исследовательские способности.
- 34.Исследовательские методы обучения в теории и практике образования.
- 35.Познавательный интерес и исследовательская активность ребёнка.