2. Контроль результатов изучения дисциплины в целом и/или ее разделов
Требования к уровню усвоения программы
Список вопросов, выносимых на экзамен
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности воспитания.
Движущие силы и логика воспитательного процесса.
Закономерности и принципы воспитания.
Цели воспитания.
Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников.
Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Физическое воспитание младших школьников.
Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Системный подход к построению воспитательного процесса.
Деятельностный подход к воспитанию.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
Современные отечественные концепции воспитания (3 по выбору).
Система методов воспитания детей младшего школьного возраста, их классификация. Проблема выбора методов воспитания в начальной школе.
Характеристика методов формирования сознания личности младшего школьника.
Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта поведения младших школьников.
Использование методов стимулирования в начальной школе.
Средства воспитания: понятие, классификация. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания младших школьников.
ФГОС НОО: внеурочная воспитывающая деятельность. Понятие внеурочной деятельности. Виды и направления внеурочной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности младших школьников. Классификация форм внеурочной деятельности. Проблема выбора форм воспитания в начальной школе.
Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация. Характеристика технологий воспитания в начальной школе.
Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия в начальной школе. Самоанализ воспитательного мероприятия.
Технология проведения классного часа в начальной школе.
Диалоговые формы воспитания. Технология проведения нравственно-этической беседы с младшими школьниками.
Технология организации праздника с младшими школьниками.
Технология организации игры с детьми младшего школьного возраста.
Технология организации экскурсий с младшими школьниками.
Технология организации коллективной творческой деятельности в начальных классах.
Характерные особенности детства. Характеристика младшего школьного возраста с позиции воспитания. Развитие индивидуальности младшего школьника в воспитательном процессе.
Преемственность в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Педагогическое взаимодействие учителя и учеников в воспитательном процессе начальной школы.
Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога.
Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии личности школьника.
Понятие «коллектив»: его сущность, основные признаки, этапы развития детского коллектива, воспитательные возможности.
Технология организации ученического коллектива младших школьников в общеобразовательной школе
Технология воспитательной работы в добровольных общественных объединениях младших школьников.
Понятие «воспитательный результат внеурочной деятельности». Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Классификация результатов внеурочной деятельности.
Диагностика результатов и эффектов внеурочной воспитательной деятельности.
Воспитательная система школы.
Авторские воспитательные системы.
Характеристика основных функций учителя как классного руководителя.
Методика и техника планирования воспитательной работы.
Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании младших школьников.
Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.
Примерные практические задания, выносимые на экзамен
- Теория и методика воспитания младших школьников
- Теория и методика воспитания младших школьников
- Григорьев д.В., Куприянов б.В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество (Серия «Работаем по новым стандартам»). М.: Просвещение, 2011
- Григорьев д.В., Степанов п.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей (Серия «Работаем по новым стандартам»). М.: Просвещение, 2011
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Задачи и содержание воспитания младших школьников в современных условиях Вопросы для обсуждения
- Литература
- Григорьев д.В., Куприянов б.В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество (Серия «Работаем по новым стандартам»). М.: Просвещение, 2011
- Григорьев д.В., Степанов п.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей (Серия «Работаем по новым стандартам»). М.: Просвещение, 2011
- Методы и средства организации воспитательного процесса в начальных классах Вопросы для обсуждения
- Литература
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Воспитательная работа с коллективом младших школьников Вопросы для обсуждения
- Литература
- Литература
- Воспитательная система школы
- Литература
- Литература
- Контрольное итоговое (компьютерное) тестирование по дисциплине
- 1. Контроль за самостоятельной работой студента
- 2. Контроль результатов изучения дисциплины в целом и/или ее разделов
- 1. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией.
- Теория и методика воспитания младших школьников
- Методические указания студенту