logo
М письмо о контроле и оценке

2. Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка ре­зультатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, по­этому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформирован­ности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагиро­вать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; воз­вратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль осо­бенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспе­ваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совме­стный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педаго­гическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки — отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических сужде­ний, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного мате­риала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

  1. ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивает­ся возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;

  2. при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

  3. возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. Таким об­разом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, И, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей ус­певаемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».