Содержание и принципы непрерывного образования
Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг первостепенных задач. Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного, имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат.
Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывают того большого круга задач, которые встают перед специалистами. Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства.
Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня
знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний.
Принципы непрерывного образования - это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся:
• поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности;
• вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;
• интеграция учебной и практической деятельности;
• учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;
• содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;
• единство профессионального, общего и гуманитарного образования;
• самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;
• интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.
Информальное образование - это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.
ОБУЧЕНИЕ
Виды обучения
Рассмотрим три вида обучения:
традиционное,
дистанционное
и развивающее.
Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения.
В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются иные требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.
Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин.
Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний.
В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников и как следствие снижению эффективности обучения.
Дистанционная форма обучения - это получение образовательных услуг без посещения вуза, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени
займет прочное место на рынке образовательных услуг.
Развивающее обучение. Среди большого числа новаций развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемым с ним ожиданиям по повышению качества образования. Вместе с тем теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется специалистами неоднозначно. Можно утверждать, что процесс развития - это процесс формирования определенного набора когнитивных структур и операций. В соответствии с этим обучение должно быть направлено на их формирование. Подобное стремление достаточно четко просматривается у Л. В. Занкова.