1.1 Определение понятия «творчество» и «творческие способности»
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры Психология творчества и творчество в психологии. Ярошевский М.Г., http://www.superidea.ru/tm/ps/yarosh.htm. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта См. Дункер К. Психология продуктивного мышления. -- В кн.: Психология мышления (ред. А.М. Матюшкин). М., 1965. C.28..
Любая трактовка этих ценностей, которая исчерпывается представлениями о работе индивидуального сознания, неотвратимо ведет к психологизму, ориентации, которая разрушает и основы изучения культуры, и саму психологию.
Культура зиждется на общественно-исторических началах. Редукция ее форм к психодинамике -- будь то ассоциации идей, эмоциональные комплексы, акты воображения или интуиции -- препятствует проникновению в структуру и собственные механизмы развития этих форм.
Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более «творчески» решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996г., http://www.superidea.ru/tm/ps/solso1.htm.
Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следующими средствами См. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. -- В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. C.86.:
- Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении
- 1.1 Определение понятия «творчество» и «творческие способности»
- 1. Развитие базы знаний.
- Глава 2. Проектное обоснование программы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
- 2.1 Анализ деятельности Алматинского Дворца школьников, Медеуского района, города Алматы
- 1. Результаты анализа деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в изостудии при Алматинского Дворца школьников:
- 2. Программа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в алматинской изостудии с использованием метода проектного обучения в контексте с программой: