Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
Старший школьный возраст совпадает со старшим подростковым возрастом и началом юности. Это сензитивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются и развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложены в человеке от рождения. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчивыми, глубокими. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:
многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;
большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;
способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;
появлением чувства любви.
развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у них более сложны, чем у подростков. Но, с другой стороны, они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям, увлечению эрзац-культурой и т. п.
Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Они не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?» Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, может ли быть дружба между юношей и девушкой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Они относятся к житейским этическим понятиям так же, как к понятиям естественно-научным: ожидают точных, однозначных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства и воли, их мышление носит страстный характер (Курс обшей, воз'растной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. М.: Просвещение, 1982. С. 99-100). В юношеском возрасте возникает более совершенное владение выражением своих эмоций и чувств. Юноша не только умеет их скрывать, по и маскировать. Так, взволнованность он может маскировать ироническим смехом, грусть — напускной веселостью, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном. Стихийное проявление радости, которое так естественно для маленьких детей и подростков (подпрыгивание, хлопание в ладоши), начинает смущать старшеклассников: оно считается «детским». Застенчивость — характерная особенность юношеского возраста. Обнаружено, что среди учащихся 4-6-х классов школ и колледжей 42% застенчивых детей, но если различия между мальчиками и девочками по частоте ее проявления не отмечены, то в 8-х классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек. Особую специфику приобретает застенчивость у 15-17-летних юношей и девушек в процессе общения их друг с другом. В общении с лицами своего пола они чувствуют себя значительно увереннее, чем с лицами противоположного пола. В средневековой Франции был разработан специальный ритуал для застенчивых юношей и девушек, помогавший им выразить свои симпатии или антипатии друг к другу. В майские дни во время праздников и танцев каждый из них держал в руках букетик ландышей. Юноша, подходя к девушке, давал ей свой букетик. Если девушка испытывала к нему симпатию, то отдавала ему свой. Это означало, что она согласна быть с ним вместе целый вечер. Если девушка бросала букетик юноши на землю и растаптывала его, это означало, что этот юноша ей совсем не нравится и ему больше незачем подходить к ней. Если юноша просил у девушки булавку, чтобы приколоть букетик к своей одежде, и девушка давала ее, это означало, что она согласна выйти за него замуж.
Беззастенчивые. Это чрезмерно свободные в общении, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди. Их еще называют бесстыдными. Среди школьников таких 13%. Это экстравертированные эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюризму люди. Они высококонфликтны, авторитарны, обладают низким самоконтролем. Беззастенчивость чаще встречается среди юношей, чем среди девушек. В старшем школьном возрасте на первое место выходят престижные опасности, затем —реальные и только потом — мнимые. Из престижных опасностей больше всего боятся неудачи на экзаменах и контрольных, одиночества, безразличия со стороны товарищей, выступления перед большой аудиторией. Из реальных страхов преобладает тревога за здоровье или потерю родных и близких, страх перед хулиганами, бандитами, страх перед большой высотой, страх войны и др. Мнимые опасности связаны с насекомыми, мышами, крысами, медицинскими процедурами. Отмечается боязнь покойников, вида крови, новой обстановки, темноты. Девушки отмечают мнимые опасности в 6 раз чаще, чем юноши. В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Поиск друга начинается еще в подростковом возрасте. Но дружба юношей гораздо устойчивее и глубже. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Для юноши важно «излить душу» человеку, которому полностью можешь довериться. Отсюда понимание друга как другого Я. Поэтому интимная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет важное значение. Однако нельзя не учитывать, что представления о друге часто бывают ближе к Я-иде-альному, чем к Я-реальному. Люди, вызывающие у юноши симпатию, кажутся ему более похожими на него самого, чем это имеет место в действительности. Поэтому часто друг служит зеркалом, в котором юноша видит свое отражение. Бывает и так, что юноша сам идентифицируется с другом, начинает жить его переживаниями и теряет собственную индивидуальность. Нередко друг выполняет функцию психологической, а порой и физической защиты, что наблюдается при дружбе школьников разного возраста. Отсюда и выбор соответствующих друзей, и характер взаимоотношений с ними. В большинстве случаев друзей находят среди лиц своего пола. У школьниц потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем У школьников, и требования к дружбе у них выше, хотя позже эти различия выравниваются. Юношеская дружба как первая самостоятельно выбранная и глубокая личная привязанность предваряетлюбовь. Первая юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности. Правда, она>часто имеет характер влюбленности с типичными для нее взглядами, записками с объяснениями в любви и принимает «эпидемический» характер — в одном классе никто не влюблен, а в другом — все поголовно. Юношеская любовь — здоровое чувство, и педагоги должны относиться к ней с уважением, а не пытаться «пресечь зло». В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления. Конечно, половое созревание придает сексуальную окраску юношеским переживаниям и интересам, хотя юношеской любви еще далеко до зрелой любви взрослых, в которой гармонически сочетаются половое влечение и потребность в глубоком личностном общении, слиянии с любимым человеком. У юношей и девушек эти два влечения созревают не одновременно. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется половое влечение, а потребность в духовной интимности возникает позднее. Однако по этой причине не нужно каждый случай возникновения чувства любви между юношей и девушкой рассматривать как разврат. Следует иметь в виду, что при взаимоотношениях школьников разного пола мальчики испытывают большую напряженность, чем девочки. Ведь согласно установившимся в нашем обществе культурным нормам, инициативу в налаживании интимных взаимоотношений должен брать на себя мужчина. А как это сделать, юноши часто не знают. Характеристика мотиваиионной сферы В старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.
Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность обрести свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность. Под влиянием мировоззрения формируется достаточно устойчивая иерархическая система ценностей, воздействующая на взгляды и убеждения учащихся. Последние становятся довольно строгим контролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению, в том числе и к выбору профессии. При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни. Это касается и выбора профессии. Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины импульсов, побудивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку. Все это создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению школьников. У юношей познавательные интересы дифференцируются еще больше, чем у подростков, их интересуют отдельные науки и учебные предметы. Возникает интерес к вопросам морали, мировоззрения, психологии людей. Особенности волевых проявлений Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчи-' вость в достижении поставленной ими цели, у них значительно увеличивается терпеливость при физической работе (поэтому старшеклассники могут работать достаточно долго и после появления первых признаков утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у школьниц старших классов резко снижается смелость, что, в частности, создает определенные трудности в их физическом воспитании. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой [для общества, товарищей. Можно считать, что волевая привычка сформировалась, если школьник без всяких усилий стремится к выполнению задания и испытывает неудобство, если почему-либо не может эту деятельность осуществить. Например, если школьник не сделал утреннюю зарядку, то ему становится не по себе, тревожно, как будто что-то у него не в порядке. Вообще, волевые качества у школьников развиваются в ходе формирования их личности, ее нравственной основы.
Поскольку основное развитие познавательных процессов произошло до старшего школьного возраста, в этом возрасте идет лишь их совершенствование. Внимание. Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому вполне сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объяснении, а также при изложении теоретических вопросов. Если для школьников младших и средних классов ведущим фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала. Однако наблюдается внутренняя противоречивость развития внимания в юношеском возрасте. Объем внимания, его интенсивность и переключение достигают высокого уровня, в то же время внимание становится более избирательным и существенно зависит от интересов старшеклассников. Поэтому им бывает трудно сосредоточиться на мало интересующей их информации. Отсюда их жалобы на рассеянность и хроническую скщсу. Мышление. В юношеском возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления.Следствие этого — «философствование» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Для многих из них абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности. При этом увлеченность абстракциями часто соседствует с мечтами о славе, о нежности, с мечтами-упованиями. Правда, склонность к абстрактному мышлению присуща главным образом юношам, а не девушкам. В 14-15 лет повышается интерес школьников к интеллектуальной деятельности, отношение к учению становится более серьезным. Это ведет и к повышению их интеллектуальных возможностей. В 15-16 лет резко снижается ригидность (инертность) мышления, оно становится более гибким, подвижным. От 15 к 18 годам повышаются способности к прогнозированию (установление причинно-следственных связей, планирование, выдвижение и анализ гипотез, актуализация и реконструкция прошлого опыта). Память. Развитие памяти в старших классах связано с освоением школьниками приемов мнемической деятельности, т. е. приемов, спо- Рабствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выделение опорной информации и т. п.). Таким образом, с возрастом память из способности постепенно переходит в качество ума, в котором отражается сплав врожденных особенностей (задатков) и приобретенных умений запоминать учебный материал. В результате овладения мнемическими приемами и снижения подвижности нервных процессов объем и точность запоминания у старших школьников снова возрастают, превышая уровень младших школьников. Общение. Общение старшеклассников имеет свои особенности. Во-первых, оно используется для самораскрытия и потому становится более доверительным со сверстниками, что сужает круг общения и предполагает дружеские отношения с партнером по общению. Во-вторых, увеличивается общение со взрослыми, но в основном только в случае возникновения какой-либо проблемы, т. е. при необходимости получить совет, мнение по тому или иному вопросу. В случае общения со сверстниками обсуждаются темы, связанные в основном с интересами и проведением досуга. Стремление к автономии — существенная характеристика общения в юношеском возрасте. Выделяютавтономию поведенческую (потребность и право юноши самостоятельно решать вопросы, касающиеся лично его); автономию эмоциональную (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей); автономию моральную и ценностную (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых). Поведенческая автономия достигается раньше других — уже в подростковом возрасте. Достижение эмоциональной и морально-ценностной автономии — удел юношеского возраста. При этом достижение эмоциональной автономии сопровождается большими трудностями. Человеку в этом возрасте кажется (и часто он прав), что родители не принимают всерьез его переживания. Поэтому достаточно малейшей бестактности со стороны родителей, чтобы внутренний мир их ребенка надолго, если не навсегда, закрылся для них. При этом мать остается и для юношей более близкой, чем отец. К отцу в основном обращаются для решения самых главных вопросов, связанных с перспекти-- вами, планами и устремлениями на будущее, со способами, средствами Часть вторая. Возрастная психология Особенности Я-концегшии. Старший школьный возраст — это ранняя юность, т. е. начало завершающего этапа созревания и формирования личности. В этот период расширяется количество социальных ролей, выполняемых юношами, причем появляется все больше взрослых ролей, которые требуют самостоятельности и ответственности. В частности, юноша становится ответственным за преступления. Однако наряду с элементами взрослого статуса юноша сохраняет зависимость, и прежде всего материальную, от родителей, что сближает его с положением ребенка. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, а с другой — постоянно требуют от него послушания. Эта неопределенность положения влияет и на неопределенность Я-концепции старших школьников. Расставание с детством нередко переживается как потеря чего-то, нереальность собственного Я, одиночество, непо-нятость. Однако трудности юношеского возраста — это трудности роста, которые успешно прео*олеваются. Кроме того, не у всех старшеклассников они имеют место. Реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует только у юношей с чертами невротизма или у тех, кто обладает низким самоуважением и плохими человеческими контактами. Учитель может помочь таким юношам, незаметно включая их в наиболее приемлемые для них формы общения с другими. Старший школьный возраст — это период формирования взглядов и убеждений, т. е. мировоззрения. У старших школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего вокруг них, выработать собственные взгляды и отношение. Именно в этом выражается их самостоятельность. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений, хотя они не всегда бывают правильными. Старшему школьнику недостаточно, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуальность. Отсюда его стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто — с помощью экстравагантной одежды, прически и т. п.). ' У старших школьников заметно растет самосознание. Юноши хотят знать, кто они такие, чего они стоят, на что способны.Самоанализ, который является элементом самоопределения,' становится одним из способов получения ответов на эти вопросы. Этот самоанализ часто иллюзорен, как и многие жизненные планы юношей, но потребность в нем служит признаком развитой личности и предпосылкой самовоспитания юношей. Уровень самосознания определяет и уровень требований к самим себе и к окружающим. Школьники старших классов становятся более критичными и самокритичными. При этом моральные качества оцениваются выше, чем волевые. У них создается более целостное представление о себе и других людях. В. Ф. Сафин изучал особенности оиенки старшеклассниками морально-волевых качеств своих сверстников. Анализ материалов показал, что старшеклассники в опенке личных качеств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым, причем чем старше учащиеся, тем ярче проявляется эта закономерность. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же— в 72% случаев. Соответственно снижается процент указаний на предпочтение волевых качеств (43% в 8-м и 28% в 10-м классе). Это создает благоприятную почву для формирования моральных устоев, морального облика старшеклассников. Обнаружились и половые различия в оценке личностных качеств. Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам (причем с возрастом эта тенденция усиливается: 8-й класс — 70%, 9-й — 72%, 10-й — 83%). У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у них по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается до 63% (Курс обшей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гаме-зо. Вып. 3. М.: Просвещение, 1982. С. 92). В оценке самих себя старшеклассники достаточно осторожны. Они охотнее высказываются о своих недостатках, чем о положительных качествах. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт чаще всего называются верность, преданность друзьям, помощь в беде. Нетрудно заметить, что и положительные и отрицательные качества характеризуют старшеклассников со стороны установления контактов со сверстниками. Уже подросток, оценивая себя, учитывает свой физический облик. У юношей этот интерес не только сохраняется, но часто вызывает сильное беспокойство. Многих юношей и девушек тревожат маленький рост, полнота, прыщи на лице, длинный нос и т. д. Особенно тяжело переживают отставание в своем развитии ретарданты: задержка появления вторичных половых признаков не только снижает их престиж среди сверстников, но и порождает сознание своей неполноценности. При формировании самооценки для девушек более важна их оценка взаимоотношений с другими людьми. Старшеклассники-юноши при оценке себя могут охватить почти все стороны своей личности — интеллектуальные, волевые, эмоциональные, вследствие чего их Я-об-раз становится более обобщенным. Самооценка юношей складывается прежде всего под влиянием тех людей из ближайшего круга общения, которые, по их мнению, являются носителями качеств, развитых до эталонного уровня. Если самооценочные суждения подростков зависят от их оценки со стороны сверстников и направлены в первую очередь на поиск ответа на вопросы: «Каков я среди других? Насколько я похож на них?», то у старшеклассников самооценки зависят от сравнения себя со своим идеалом и направлены на нахождение ответа на вопросы: «Каков я в глазах окружающих? Насколько я отличаюсь от них? Насколько я близок к своему идеалу?» Старшеклассники стремятся соотнести себя с различными литературными персонажами (даже отрицательными). При этом если подростки идентифицируют себя с поступками литературных героев, то юноши — с мотивами и переживаниями. Рост повышенного интереса к себе, саморефлексии обнаруживается и в ведении старшими школьниками интимных дневников. Составляющая самосознания — самоуважение, т. е. степень принятия или непринятия себя как личности. В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши часто склонны выдвигать завышенные требования к себе, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе. Проявляется это по-разному: кому легко дается учеба, считают, что в любой умственной работе они легко достигнут успеха; те же, кто выделяется успехами только по определенным предметам, верят в свой «специальный» талант. Даже слабо успевающие старшеклассники находят у себя какие-либо интеллектуальные достоинства. Эта беспочвенная самоуверенность нередко вызывает многочисленные конфликты и разочарования. Однако гораздо опаснее пониженное самоуважение. Юноши и девушки с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении, стремится спрятаться от окружающих, прикрываясь ложной маской. Необходимость играть не свойственную им роль усиливает внутреннюю напряженность, они болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на мнение о них других людей. Чем ниже самоуважение юношей, тем больше они страдают от одиночества. Пониженный уровень притязаний, являющийся следствием низкого самоуважения, побуждает юношей уклоняться от деятельности, в которой есть элемент состязательности. Такие юноши часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. Если учитель заметил у какого-то ученика признаки низкого самоуважения, нужно создавать для него такие ситуации, в которых он мог бы получить доказательство своей человеческой и социальной ценности, в частности можно включить его в общественную работу. У старшеклассников усиливается стремление быть материально независимыми, в результате почти каждый четвертый школьник в возрасте 15-16 лет хочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги. Профессиональное самоопределение старших школьников Перед старшими школьниками встает первостепенная задача — профессиональное самоопределение,выбор своего жизненного пути, профессии. В профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше). Таким образом, старшие школьники находятся как бы на перепутье: многие еще в поиске, а некоторые уже сделали свой выбор. Но вне зависимости от этого старшие школьники обращены в будущее, и настоящее выступает для них как подготовка к этому будущему. Отсюда изменяется отношение школьников к учению.Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего. В старшем школьном возрасте меняется соотношение между учебными и профессиональными интересами. У подростков выбор профессии (скорее декларируемый, чем обоснованный) определяют учебные интересы. Он в значительной степени импульсивен, совершается нередко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т. п.) или является актом подражания старшим товарищам. У старшеклассников же имеет место и обратное: выбор профессии способствует формированию интереса к тем предметам, которые нужны для выбранной профессии. Кроме того, этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться. Выбирая профессию, школьники учитывают не только свои склонности, но и свои возможности: способности, уровень знаний. Это свидетельствует о взвешенности принимаемых ими решений. Оценивая свои способности, многие школьники приходят к выводу о необходимости самосовершенствования. Внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже оказываются плохими помощниками. Таким образом, решающее значение в выборе профессии принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники поступают в то или иное профессиональное учебное заведение. Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в конкретных социальных условиях. В 1930-1960-х гг. в нашей стране высокопрестижными считались военные, инженерные профессии, в 1970-1980-х гг. — гуманитарные, в 1990-х — коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. Выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается в 50-70% случаев без заметной возрастной динамики. У 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Между планом и фактическим самоопределением расхождение наблюдается у 50% выпускников школы. Это значит, что у старшеклассников процесс профессионального самоопределения не завершился. Сформированный профессиональный план имеют старшеклассники с более высоким уровнем интеллектуального развития, морально нормативные и добросовестные, обладающие высокой тревожностью. На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — предпринимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированное™ профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает количество требований к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же количество требований к будущей профессии возрастает незначительно.
- История возникновения возрастной психологии.
- Методы возрастной психологии и их характеристика (наблюдение, эксперимент, диагностические методики, близнецовый метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов).
- Источники и движущие силы психического развития.
- Понятия социальной ситуации развития, ведущей деятельности и сензитивного периода.
- Теория рекапитуляции с. Холла
- Генетические теории, теории конвергенции.
- Теория развития высших психических функций л.С. Выготского
- Различные подходы и критерии периодизации (д.Б. Эльконин, а.Н. Леонтьев, л.И. Божович, д.И, Фельдштейн и др).
- Основные достижения развития детей дошкольного возраста
- Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития детей в дошкольном возрасте Социальная ситуация развития
- Ведущий вид деятельности
- Игра и игрушки
- Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста
- Теории игр (Штерн, Адлер, д.Эльконин).
- Качественные изменения в психике ребенка в игровой деятельности: основы социализации, развитие коллективных взаимоотношений, познавательных процессов.
- Психологическая готовность к обучению ребенка в школе
- Развитие познавательных интересов и способностей у детей младшего школьного возраста.
- Учебная деятельность младшего школьника.
- Становление межличностных отношений в классном коллективе в младшем школьном возрасте.
- Развитие личности в младшем школьном возрасте
- Характеристика подросткового возраста
- Учебная деятельность подростка
- Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст. Возникновение, источники и особенности "чувства взрослости".
- Общение со сверстниками, формирование различных групп и объединений в подростковом возрасте
- Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста.
- Главные направления развития сознания в юношеском возрасте.
- Становление и развитие личности в юношеском возрасте
- Психологическая характеристика основных этапов жизни взрослого человека.
- Специфика развития рефлексии в переходном возрасте.
- Стадии развития личности по з.Фрейду.