Сущность средств и методов стимулирования процесса обучения учащихся.
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на человека, чтобы добиться от него желаемого поведения.
В определенном смысле, это проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
В принципе, человек любого возраста считает естественным руководство со стороны родителей и педагогов, но на пути от этой принципиальной готовности до поведения стоит целый ряд значительных препятствий. Их подлинная причина заключается в недостаточности способностей или воли человека, однако преобразованные самолюбием и потребностью в самоутверждении, они приобретают различные формы сопротивления, которые самим людям кажутся глубоко мотивированными, справедливыми и чуть ли не благородными. Тактические ошибки педагогов: несдержанность, недостаточная тактичность, наказующие акценты — играют на руку позиции отпора и усложняют задачу педагогического влияния.
Проблема стимулирования имеет такой же возраст, как и само человечество. Кардинальные способы стимулирования хорошо отражены в поговорке “кнут и пряник”.
Наши далекие предки, не мудрствуя лукаво, преимущественно использовали “кнут”, т.е. различные физические и моральные наказания, что соответствовало и суровому укладу жизни, и представлениям о человеческой психологии, в которой якобы преобладали злые помыслы, изменить которые можно только суровостью и жестокостью.
К сожалению, вся история воспитания неотделима от наказаний. Об их господстве свидетельствуют письменные документы, античные и средневековые рисунки, где учитель часто изображен с палкой или пучком розог. Сейчас даже трудно представить ту стихию жестокости, которая царила в семейном и школьном воспитании; еще в ХІХ веке физические наказания применялись во всех средних учебных заведениях и почти во всех семьях, включая императорские.
Однако постепенно соотношение “кнута” и “пряника” становилось все более сложным, поскольку в процессе долгого и постепенного накопления морального опыта утверждались идеи большой педагогической терпимости и мягкости. В ХХ веке физические наказания в развитых странах, в принципе, были изжиты, что знаменовало собой новую педагогическую эпоху.
Нынешний этап педагогического стимулирования, как, собственно говоря, и каждый, живет в состоянии постоянного противоречия между привычной и традиционной педагогической техникой и более демократическими требованиями воспитанников.
Вечная закономерность заключается в том, что потребность воспитанников в более гуманном подходе всегда опережает педагогическую практику, говоря иначе, педагог всегда более или менее консервативен. То поведение педагогов, которое представлялось бы нашим предкам верхом гуманности, может казаться современному человеку жестким и несправедливым. Из этой закономерности и исходит постоянная необходимость в совершенствовании методов стимулирования.
Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-единственным мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут стать идеалы, мечты, чувства, стремления, интересы и многое другое. Мотивы классифицируются по видам вызывающих их потребностей и по конкретному содержанию деятельности, в которой они реализуются. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.).
Стимулом психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя.
Каждый учитель сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей. Как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников использует современный учитель? Приведенные ниже примеры выстраивания особых отношений между учениками и учителем направлены на решение проблемы стимулирования в школе.
В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступает метод занимательных аналогий. Эмоциональные переживания вызываются созданием аффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания учеников.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Как показывает практика, создание на уроках ситуаций занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных ярких подробностей деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от нее- в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоций развлекательного, побочного характера.
Основным источником интереса к учебной деятельности является ее содержание. Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике.
Ценными методами стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе «игровых ситуаций». К методам стимулирования и мотивации учения относятся также метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используются этот метод активизации учения. Научные споры протекают не только в истории науки, но и на современном этапе ее развития. Однако ситуация спора, ученые дискуссии создаются в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке.
Все чаще можно встретить в практике работы и специально организуемые на уроках учебные дискуссии уже не игрового характера. Этот прием используется для того, чтобы вызвать повышенный интерес к более углубленному изучению вопроса. Особенно широко применяется он на факультативных занятиях по углубленному изучению различных учебных предметов.
Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуации успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений.
Остановимся теперь на поощрении с помощью учебных оценок. В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Любой педагог тонко чувствует влияние его оценки на учащихся, улавливает те моменты, когда можно немного завысить оценку с целью поддержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательность учителя служат хорошими советчиками, однако все же следует указать на некоторые типичные ошибочные позиции.
• Некоторые педагоги обесценивают свои оценки их постоянным завышением, что происходит либо по причине мягкости характера учителя, либо из-за его слабых знаний. “Пятерки” такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования.
• Педагоги противоположного типа очень скупы на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность и уровень знаний учащихся. Можно было бы согласиться с таким “чистым” использованием оценки, но такие учителя зачастую не скупятся на заниженные оценки.
• Довольно типична инертность педагогов в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудно вырваться за пределы его репутации у данного учителя; так, если он “троечник”, учитель очень неохотно ставит ему “четверку” за контрольную работу, которая этого заслуживает. “Наверное, списал”, — думает учитель и считает “четверку уколом для своего профессионального самолюбия. Бывает, что ученик всеми силами старается перейти с “четверки” на “пятерку”, но учитель, уверенный, что этот ученик не может знать на “5”, находит возможность “поставить его на место”.
Итак, кратко охарактеризованы большая группа методов стимулирования интереса к учению: методы эмоционально-нравственного стимулирования, методы познавательного спора, анализа жизненных ситуаций, познавательных игр, учебных дискуссий, создания ситуаций успеха и др. Все эти методы придают словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительное стимулирующее влияние. Знание всего богатства методов стимулирования интереса к учебной деятельности школьников позволит учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.
- Глава I. Педагогическая оценка как средство стимулирования процесса обучения.
- Глава I.Педагогическая оценка как средство стимулирования процесса обучения.
- Сущность средств и методов стимулирования процесса обучения учащихся.
- 1.2.Оценка, ее функции и условия эффективности педагогической оценки.
- 1.3.Альтернативные формы оценки.