Асмолов а.Г., Ягодин г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (От диагностики отбора – к диагностике развития)
(Вопросы психологии. –1992. – №1. – С.6 –13)
История развития образования и история развития общества неотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлеты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам столь необъяснимыми чудесами. Сегодня Европа с изумлением и настороженностью продолжает обсуждать феномен «японского чуда», превращение послевоенной Японии в рекордно короткий срок в страну взошедшего, а не только восходящего солнца.
Думаем, что одним из путей к разгадке «японского чуда» являются те резкие изменения в системе образования, которые имели место в послевоенной Японии. Давайте, чтобы понять смысл подобных чудес и их связь с образованием, вглядимся в два события, произошедших в разное время и в разных странах.
Послевоенная Япония. В Японии происходит событие, которое ректор университета Асия, пожизненный президент Международной конференции по профессиональной ориентации проф. С. Фукуяма характеризует следующим образом: «После второй мировой войны в соответствии с новой системой образования профессиональная ориентация составила ядро учебных программ для средних классов. Это внезапное включение профессиональной ориентации в систему образования Японии было для многих педагогов удивительным, и они не знали, как быть с этим новым явлением» [1; 11]. Являются ли превращение профессиональной ориентации, а тем самым профессионального самоопределения личности японских школьников, в ядро учебных программ и «японское чудо» двумя связанными звеньями одной цепи? Этот вопрос можно сформулировать и по-иному: может ли образование, если в его центр ставится ориентация на личность, ее способности и возможности, вывести страну из кризиса?
Соединенные Штаты Америки начала 60-х гг. Среди американцев, потрясенных первыми полетами русских спутников, приобретает популярность шутка: «Или мы срочно должны заняться физикой и математикой, или нам всем придется... учить русский язык». В целях спасения пошатнувшегося национального достоинства американцы прибегают к совершенно неожиданному варианту решения вопроса о сохранении своей пальмы первенства – к широкой национальной программе поиска одаренных детей, получившей известность под именем «Мерит». Реализуя эту программу, в США в течение ряда лет с помощью психологической диагностики из учеников каждого старшего класса всех школ отбирали наиболее перспективных учащихся. Результаты программы «Мерит» не заставили себя долго ждать. По признанию американских специалистов, в совершении качественного скачка США в области точных и естественных наук немалую роль сыграла программа поиска одаренных детей «Мерит».
Даже беглого сопоставления этих двух событий достаточно для того, чтобы наметить связь между «японским чудом», успехами США в освоении космоса и радикальными изменениями систем образования, их переориентацией на отбор одаренных детей и на профессиональное самоопределение личности каждого ребенка в процессе его учебы в школе.
На выявлении этой связи завершается сходство существующих в Японии и США систем образования и начинаются их многочисленные различия. В первом случае перед нами одномоментное приложение усилий, нацеленное на четкий практический эффект; во втором случае – попытка осмысления профессиональной ориентации как важное средство формирования мировоззрения каждого учащегося. Далее мы попытаемся в тезисной форме очертить контуры пути, который выбрало и по которому идет наше образование, а тем самым и предоставить возможность судить о нашем отношении к японскому и американскому вариантам развития образования.
- И.С. Якиманская Предмет и методы современной педагогической психологии
- Эльконин д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
- Асмолов а.Г., Ягодин г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (От диагностики отбора – к диагностике развития)
- I. От реформы педагогического метода к реформе социальной организации жизни в системе образования
- 2. От диагностики отбора – к диагностике развития
- 3. От адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков – к рождению образа мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками
- 4. От технологии обучения по формуле «ответы без вопросов» – к жизненным задачам и познавательной мотивации ребенка
- 5. От выученной беспомощности – к постановке сверхзадач
- А.Н. Леонтьев о некоторых психологических вопросах сознательности учения
- Гальперин п.Я. К вопросу о внутренней речи.
- Давыдов в.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.
- Гальперин п.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.
- Маркова а.К., Матис т.А., Орлов а.Б. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников
- Маркова а.К., Матис т.А., Орлов а.Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться
- Фридман л.М., Кулагина и.Ю. Мотивация учения.
- Ротенберг в.С, Бондаренко с.М. Беспомощное обучение и обученная беспомощность
- Акимова м.К., Козлова в.Т. Неуспевающие дети
- Ротенберг в.С, Бондаренко с.М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение
- Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности обучения школьников 13 –17 лет.
- Петровская л.А. Основные особенности общения в форме диалога воспитателя с подростком
- Шостром э. Примеры манипуляции и актуализации
- Гиппенрейтер ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
- Маркова а.К. Психологический анализ труда учителя. Профессиональная компетентность учителя
- Бернс р. Ожидания учителя.
- Бернс р. Я-концепция учителя
- Форманюк т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптаци учителя
- Карандашев в.Н. Стиль педагогического общения
- Я.Л. Коломинский. Структура педагогического взаимодействия.
- Карл р. Роджерс Обучение, центрированное на учащемся. Опыт его участника.
- Щуркова н.Е. Ситуация успеха и ситуация неуспеха.
- Клюева н.В. Карьерное консультирование.