logo
Rekomendatsii_vospitatelyam_po_organizatsii_deyatel

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

 

Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрас­те 2,5 —3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями по­ведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальней­шем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множествен­ных психологических и неврологических нарушений.

Для любого ребенка начало посещения детского сада — сильней­ший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помог­ла бы в ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершен­но незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет люби­мого зайца, с которым всегда засыпаешь дома...

В возрасте 2 —3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.

Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между де­тьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д., являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.

Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, долж­на начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую ин­формацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сде­лать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче.

В некоторых детских садах с родителями проводят беседу психо­лог, старший воспитатель, в иных — медицинская сестра, врач, иногда — педагог той группы, в которую будет ходить ребенок. В других все ограничиваются распечатанной информацией на стендах "Для родителей". Но, как правило, этого бывает недостаточно.

Родители и воспитатели должны знать о специфике адаптацион­ного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжитель­ности (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.