I, Киев 1910. -c. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые
Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов
заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая
отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Я считаю, что для
своего времени в преддверии серьезной реформы феодально-
крепостнического государства, такая постановка вопроса была более чем
уместна. Более того, я думаю, что она уместна и по сей день, когда
страну охватил жесткий экономический кризис.
Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные
вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества
получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе , и таким образом
подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной
жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не
наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания ,
полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует
“резко выраженное материальное, почти торговое стремление”./Красновский
А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949. -C. 33-
34/ .
Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот
естественно возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо
окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов
“философию” восьми мелких общественных групп.
“ Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а
может быть, и более.
Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный.
Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере
лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон.
Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и
трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для
счастья.
Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте , размышляйте и
извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы
узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для
черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда
предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.
Вот третий взгляд - старообрядческий . Соблюдайте самым точным
образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в
смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не
размышляя, живите так, как живется.
Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши
служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных
случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то , что
вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем ,
предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так
же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно
жить и без убеждений.
И прочее, и прочее, и прочее. /Пирогов Н. И. Избранные
педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. -C. 32-34/.
Своим изложением “философии” жизни восьми мелких общественных
групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском так называемом
образованном обществе язвы и пороки, служившие предметом изображения и в
нашей могучей, исключительной по своим моральным тенденциям
художественной литературе XIX в.
Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном
обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его
времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных
началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и
назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и
воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной
жизни на нравственных основах.
“Существует, -пишет Пирогов только три возможности вывести
человечество из ложного и опасного положения:
Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с
настоящим направлением общества.
Или переменить направление общества.
Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе,
неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию
выдерживать неравный бой”.
Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы
“искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...”
“Изменить направление общества есть дело промысла и времени”. Остается
третий путь, .т . е “приготовить нас воспитанием к внутренней
борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный
бой” . Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно “сделать
нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в
мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов,
солдат, моряков, духовных пастырей или юристов”.
В этом рассуждении выясняется основная общественно-
педагогическая позиция Пирогова. /Красновский А. А. Педагогические идеи
Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949. -С. 37-38/.
Подводя итог под вышесказанным, можно сделать, что наивысшая
общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том, что он
раскрыл и назвал своим именем “торговое ” направление жизни, показал его
противоречие со всем, что еще осталось в жизни “святого” , раскрыл
разлагающее влияние “меркантильного направления” на подрастающее
поколение и поставил на очередь дня вопрос о том, что же можно сделать
путем воспитания, чтобы преодолеть развращающее влияние “торгового
направления” в общественной жизни.
Еще раз позволю себе заметить, что данные высказывания Пирогова
(в частности о дурном влиянии торгового направления в обществе) крайне
точно характеризуют сегодняшнее положение общества, особенно положение
молодежи.
9. Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX века. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы:
"Журнал для воспитания" (1857 г.)
"Учитель" (1861 г.)
"Русский педагогический вестник" (1857 г.) и др.
1861 год - освобождение крестьян от крепостной зависимости.
В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, где отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 году восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьных уставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского.
В июне 1863 года утвержден новый университетский устав. Университеты получили более широкую автономию, управление университетом передавалось Советам профессоров. Эти советы должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. Ученым советам подготовлено три проекта 1860, 1862 ,1864 гг., которые легли в основу Устава средних школ (1864 г.)
Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием для поступления в гимназии становится имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение.
От платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных не могло превышать 10% от общего числа учащихся). Предусматривалась выдача единовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Устав объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы:
Классическая гимназия с латинским языком
Классическая гимназия с двумя древними языками
Реальная гимназия без древних языков.
Учреждался новый тип неполного среднего образования - Прогимназия с 4 летним курсом обучения по программам классического и современного образования. Во всех средних школах должны были обучать:
Закону Божьему
истории
географии
русскому языку
литературе
математике, а так же
в классических гимназиях:
древние или современные европейские языки
в современных (реальных) гимназиях:
естественные науки
черчение.
Устав предусматривал преобразование части уездных училищ в прогимназии, а другой части в двухлетние приходские начальные школы. В 1864 году был принят Устав по начальному образованию.
Он предусматривал сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В школах предусматривалось укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу "полезного знания". Закон Божий преподавал местный священник или специальный учитель по разрешению церкви. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный Уездным школьным советом. В него входили: представители министерства просвещения, священного синода, других правительственных школьных организаций, члены уездного, земского собрания. Этот совет выбирал преподавателя, который утверждался в Губернском школьном совете. Сюда входили: губернатор, главы церковной иерархии, два члена губернского земского собрания, губернский земской руководитель школьного ведомства. Уездные школьные советы давали разрешение на открытие новых школ, закрытия учебных заведений, назначения оплаты и увольнение учителей. Реформы 1860 гг. позволили отрывать новые частные учебные заведения, учреждать женские гимназии, отменить телесные наказания в школах.
В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. В числе новых народных школах:
Таврическое училище (1859 г.) Д.Д.Семенов, О.Ф.Миллер.
Яснополянская школа (1859 г.) Л.Н.Толстой и др.,
где использовали уважение к личности, побуждение у него интереса к знаниям.
Д.А.Толстой министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главой Священного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. В 1871 - 1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. В соответствии с этими документами в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создается новый тип неклассической (реальной) гимназии. Тут получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Далее они могли обучаться в высших технических училищах.
Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.
Новый устав начальных школ (1871 г.) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских школ находящихся в ведомстве священного синода.
Либеральный курс использовал новый министр А.Сабуров (1880-1882гг.), но в 1882 году был назначен новый министр, единомышленник Толстого И.Д.Делянов (1882-1898 гг.), который начал репрессии против студенчества.
Устав университетов (1882 г.) окончательно лишил университеты автономии, упразднил студенческую свободу, а управление университетом сосредоточилось в Министерстве просвещения. В конце 1880 гг. усилились требования студентов по поводу автономии. Глава священного синода К.П.Победоносцев был идеологом дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования (против евреев, мусульман). Было ограниченно обучение в классических гимназиях детей малоимущих слоев. Существенно возросла плата за обучение. Согласно циркуляру (1887 г.) оговаривалось, что следует предоставить обучение в гимназии верхам и препятствовать обучению в них представителям низов (дети кухарок, крестьян, прачек и пр.).
Заметно отличались от государственных гимназий некоторые частные средние учебные заведения 80-х гг.:
Школа под руководством А.С.Грачевского. В младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; было организовано трудовое обучение (швейное дело для девочек; столярное дело для мальчиков).
Женская гимназия В.Я.Стоюнина. Программа делилась на 4 цикла:
научные дисциплины
иностранные языки
искусствo
физическое воспитание.
Основная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были сокращены, в школе отсутствовала цифровая система оценок знаний. Регулярно организовывались экскурсии на промышленные предприятия, в деревню.
Видным идеологом создания церковно-приходских школ является С.А.Рачинский.
Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании и обучении в политическую полемику.
- 3.Ломоносов Михаил Васильевич, первый русский ученый–естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
- 5.Приглашенный императрицей Екатериной II ф. И. Янкович де Мириево в течение двадцати с лишним лет неутомимо трудился на пользу народного просвещения в России.
- I, Киев 1910. -c. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые
- 10. Толстой Лев Николаевич, граф (1828—1910) — писатель, мыслитель, педагог.
- 15. Идея свободного воспитания л.Н. Толстого