Общие педагогические способности
-
Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:
-
гностические;
-
проектировочные;
-
конструктивные;
-
коммуникативные;
-
организаторские.
-
Гностические способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду. Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию "педагогического лабиринта", т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески". Конструктивные педагогические способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание. Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:
-
способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;
-
чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);
-
хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
-
суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.
Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:
-
к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;
-
продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;
-
продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;
-
продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;
-
продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
Существенен вывод исследователей шгколы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.
- Объективное содержание конфликтной ситуации.
- Конфликты между учениками в школе
- Особенности педагогических конфликтов
- Сущность педагогических способностей
- Базовые педагогические способности
- Структура педагогической системы
- Уровни педагогических способностей
- Общие педагогические способности
- Педагогическое общение