§8 Практические советы
Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться определенной последовательности. Обычно художник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в которых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.
Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.
Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.
Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колоритом. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.
104. П. СЕЗАНН. В лесу
Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, композиционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.
Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.
105. А. А. ИВАНОВ. Явление Христа народу
106. А. А. ИВАНОВ. Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу»
В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, помещенные в конце данной книги.
Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщины. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произведения с помощью специальных инструментов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.
107. Акварельные, гуашевые и масляные краски
108 а. Акварель б. Гуашь в. Масло
До конца XVII – начала XVIII веков художники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно ученикам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.
Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природных элементов (минералов, растений) они изготовлены. Основа всех красок – пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое- нибудь другое масло. Клеевые краски – это акварель, гуашь, темпера. В старину изготавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.
Живопись акварельными и гуашевыми красками
Прежде чем вы начнете выполнять задания по живописи, советуем приготовить следующие принадлежности:
Вода
Палитра и блюдце
Фартук
Все краски, кроме масляных, разводятся водой. Необходимо часто менять ее во время работы.
Смешивать краски удобнее всего на палитре. Она бывает разной формы и из разных материалов. Для этой цели можно использовать белые блюдце и пластик или даже чистый лист плотной бумаги.
Чтобы предохранить одежду от случайного попадания краски, лучше одеть фартук или халатик. На стол или стул, где будут стоять краски, необходимо постелить клееночку.
Кисти
Очень важно всегда содержать кисти в чистоте и промывать их перед началом работы новой краской.
Тряпочка
Лишнюю краску и воду с кистей можно удалить с помощью тряпочки.
Живопись маслом
Для масляной живописи используют специальные разбавители.
Практические задания
Осенний натюрморт (акварель, гризайль)
1. Выполнение рисунка. После того как найдена композиция, выполняется рисунок, в котором очень точно передаются все детали. Рисунок должен быть выполнен тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь акварель. Если в процессе подготовительной работы рисунок получился грязным, со многими исправлениями, то для работы цветом его можно перевести через оконное стекло на новый лист.
2. Первая прокладка тоном. Начиная писать, не увлекайтесь деталями, постарайтесь обобщенно прописать всю поверхность листа.
Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.
По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносится более темный тон для проработки основных масс.
Будьте осторожны. Акварельная живопись почти не терпит исправлений. Если вам понадобится что-нибудь ослабить в тоне, то попробуйте промыть это место чистой водой и написать его заново.
Постепенно прорабатываются детали изображения тонкой кисточкой по сухому слою краски.
3. Завершение работы. Законченная работа, выполненная акварельной техникой, выглядит свежо и живо, краски прозрачны даже в самых темных местах. Основная забота на этом этапе – выделить главное и добиться цельности композиции.
Натюрморт с чайной посудой (акварель)
1. Выполнение рисунка тонкими линиями: прорисовывают невидимые части предметов, намечают границы света и тени.
2, Сначала наносят основной цвет чайной посуды и драпировок, соблюдая тональные изменения цвета на свету и в тени.
3. Завершение работы. Методом лессировки добиваются впечатления материальности керамики и драпировок. Для бликов на посуде используется белая бумага. Прорисовывают детали, обобщают цветовое решение натюрморта для достижения цельности.
Натюрморт «Мир художника» (гуашь)
1. Выполнение детального рисунка натюрморта.
2. Первая прокладка локальных цветов предметов и драпировки. Цвет составляется на палитре с использованием белил.
3. Завершение работы: проработка и уточнение деталей светлым по темному и темным по светлому. Гуашь позволяет вносить изменения в работу. Если что-то не получилось, можно перекрыть один цвет другим.
Пейзаж «Весеннее утро» (акварель, по-сырому)
1. Выполнение рисунка карандашом: прорисовка основных элементов пейзажа, их композиционное размещение на листе.
2. Прокладка основного цвета неба, крон деревьев, земли по предварительно смоченному водой рисунку. Использование приема «вливание цвета в цвет».
3. Обобщение и завершение работы. Детали можно дорисовать по сухому слою краски.
Пейзаж «Перед грозой» (акварель)
1. Выполнение подробного рисунка карандашом тонкими линиями.
2. Прокладка основного тона неба, леса, земли и воды. Краски подбираются на палитре путем смешения цветов.
3. Завершение работы. Использование разнообразных приемов акварельной живописи позволяет передавать легкость и пушистость облаков, брызги волн, сильный порыв ветра в ветках деревьев, плотность и материальность строений. Для этого приходится усилить освещенность и цвет каких-то частей, а другие приглушить, ослабить контрасты, убрать тень, сблизить их цвет с фоном. Следует позаботиться о красоте целого.
Пейзаж «Краски осени» (гуашь)
1. Выполнение рисунка композиции пейзажа. Рисунок кистью выполняется легко и свободно, как правило, используется краска теплого или холодного цвета в зависимости от колорита картины.
2. Прокладка основного цвета неба, крон деревьев, воды. Следите за передачей верных тональных и цветовых отношений.
3. Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
Портрет девочки (гуашь)
1. Выполнение рисунка кистью. Намечается общая форма головы и ее положение в пространстве.
2. Прокладка основного цвета лица, волос, фона, соблюдение верных тональных и цветовых отношений.
3. Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы, достижение портретного сходства, образная характеристика девочки.
Вопросы, упражнения и творческие задания
1. Дайте определение живописи. Назовите ее основные виды.
2. Выберите несколько репродукций картин из учебника и расскажите о значении цвета в этих произведениях.
3. Что такое спектр? Назовите спектральные цвета.
4. Какие цвета называются хроматическими, а какие ахроматическими?
5. Назовите три основные свойства цвета и охарактеризуйте их.
6. Какие цвета называют холодными, а какие теплыми? Назовите их по своему набору красок или по цветовому кругу.
7. Какие пары цветов дополняют друг друга?
8. Как получить оттенки разного цвета?
9. Что такое локальный цвет предмета? Как он изменяется при различном освещении?
10. Рассмотрите картины П. Пикассо «Девочка на шаре», К. Брюллова «Последний день Помпеи», П. Сезанна «Натюрморт с персиками и грушами» (ил. 109-111) и назовите, какие локальные цвета использовал каждый художник.
109. П. ПИКАССО. Девочка на шаре
110. К. БРЮЛЛОВ. Последний день Помпеи
111. П. СЕЗАНН. Натюрморт с персиками и грушами
11. Сделайте небольшую вертушку или волчок (круг из бумаги или картона укрепите на оси), меняя по-разному окрашенные круги, проведите ряд экспериментов по оптическому смешению цветов:
красный + зеленый = серый красный + синий = серый красный + зеленый + синий = серый
красный + оранжевый + желтый + зеленый + голубой + синий + фиолетовый = белый
Для достижения наилучшего результата нужна очень большая скорость вращения волчка.
12. Выполните упражнение, используя различные приемы смешения цветов цветными карандашами.
13. Выполните упражнение на достижение разной тональной характеристики цвета. В акварельной живописи разной степени светлоты цвета можно достигнуть, если накладывать один слой краски на другой. Нарисуйте три прямоугольника, приготовьте слабый раствор краски теплого или холодного цвета, покройте этим цветом все три прямоугольника. Дайте краске высохнуть. Затем тем же раствором закрасьте только два прямоугольника. Третий прямоугольник покройте краской еще раз – по просохшему слою. Так можно добиться постепенных тональных переходов цвета от самого светлого к самому темному.
14. Выполните упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Приготовьте растворы двух красок. На бумагу положите рядом несколько мазков каждой краской, пока краски не высохли, размойте и соедините их края кисточкой. Оба цвета как бы вливаются один в другой, благодаря чему при их смешении получаются интересные переходы от одного цвета к другому (ил. 115).
15. Сделайте упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Возьмите несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на другой, пока краски еще не высохли (116а). Попробуйте получить интересные переходы цвета в цвет, используя бумагу, смоченную водой (1166).
16. Выполните упражнение по «растяжению» цвета. Возьмите насыщенный раствор какой-нибудь краски и, постепенно добавляя воду, постарайтесь добиться плавного перехода от самого темного к самому светлому тону, направляя движение кисти слева направо или сверху вниз.
Сделайте еще один вариант этого упражнения, располагая мазки один над другим и двигаясь снизу вверх (ил. 117).
17. Сделайте упражнение, достигая постепенного перехода от теплого к холодному цвету и наоборот. Полосы можно располагать горизонтально или вертикально, чтобы отрабатывать разнообразные движения кисти.
18. Выполните упражнение по получению различных оттенков цвета в акварельной живописи путем наложения одного цвета на просохший слой другого. Новые цвета образуются от просвечивания одного слоя сквозь другой (ил. 118).
19. Проверьте, какие будут оттенки, если смешать разные цвета. Попробуйте к синему цвету добавить красный, зеленый, желтый, черный, белый и др.
20. Добейтесь плавных переходов от желтого к зеленому и сине-зеленому, от желтого к оранжевому и красному, от синего к лиловому и красно-фиолетовому.
21. Нарисуйте подобные орнаменты и раскрасьте их, используя контрастные сочетания цветов.
22. Рассмотрите рисунки кувшинов. Определите, какой из них самый легкий, а какой тяжелый, какой больше, а какой меньше?
23. Рассмотрите репродукции пейзажей в учебнике, в которых хорошо видны перспективные изменения цвета, различное освещение. Подумайте и расскажите о том, какие знания по цветоведению (локальный цвет, теплый и холодный цвета, дополнительные цвета, цветовой контраст и др.) помогают воспринимать картину, чувствовать то, что взволновало художника.
24. Ответьте, при каком освещении цвет теней будет казаться теплым, а при каком – холодным (на пленэре и в помещении). Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, проведите необходимые наблюдения (пейзажа в солнечную и в пасмурную погоду, утром, в полдень и вечером; натюрморта при дневном и электрическом освещении).
25. Составьте натюрморт из предметов в одной цветовой гамме или контрастных по цвету и светлоте. Полюбуйтесь красотой цветовых сочетаний, расскажите о чувствах, которые вызывает у вас этот натюрморт. Передайте свои впечатления в живописном этюде.
26. Рассмотрите одни и те же предметы (помидор, огурец, репу, кабачок, лук, апельсин, яблоко, лимон, грушу и т. д.) на разных по цвету фонах (синем, красном, белом, зеленом, желтом и т. п.). Расскажите, как изменялся видимый вами локальный цвет предметов на каждом фоне.
27. Выполните рисунок зимнего или весеннего пейзажа, используя технику раздельного мазка и учитывая эффекты пространственного смешения цветов.
28. Выполните упражнение – нарисуйте зеленое и красное яблоки, применяя различные живописные приемы и соблюдая определенную последовательность: рисунок общей формы, нанесение локального цвета (блик остается светлым), проработка теней, обобщение формы. Одно яблоко нарисуйте, используя прием лессировки, а другое – раздельными мазками (ил. 121).
29. Рассмотрите картину И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», выполненную в богатом теплом колорите, и расскажите о том, какие цвета и оттенки использовал художник, какой цвет он добавил для украшения платья и прически. Посмотрите, как контрастируют светлые и темные пятна картины. Определите, есть ли на этой картине охристые и коричневые цвета.
122. И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой
123. Коллаж
30. Выполните упражнение – нарисуйте дерево гуашью в теплом колорите.
Последовательность рисования дерева в теплом колорите (гуашь)
1. Выполнение рисунка кистью, передача общей формы кроны и пропорциональных соотношений дерева.
2. Первая прокладка основного цветового тона кроны дерева. Проработка цвета неба и земли.
3. Прорисовка деталей. Передача верных тональных отношений, уточнение формы кроны и ствола. Завершение работы.
31. Выполните упражнение – нарисуйте цветущий куст гуашью на цветном фоне.
Последовательность рисования цветущего куста на тонированном фоне (гуашь)
1. Выполнение рисунка кистью, одним цветом, темнее фона. Передача общей формы куста, его композиционное размещение.
2. Первая прокладка основного цвета фона. Для неба использован цвет тонированной бумаги.
3. Уточнение рисунка с использованием белил.
4. Проработка деталей светлым по темному и, наоборот, завершение работы.
32. Выполните упражнение – нарисуйте цветок (астру, розу, мак, хризантему и т. д.) акварелью.
Последовательность рисования цветка (акварель)
1. Выполнение рисунка карандашом.
2. Первая прокладка основного цветового тона.
3. Проработка формы цветка путем последовательного наложения цветовых оттенков, выявление объема. Обобщение и завершение работы.
33. Выполните упражнение – нарисуйте цветок водяной лилии гуашью. Постарайтесь точнее передать цвет натуры.
Последовательность рисования лилии (гуашь)
1. Выполнение рисунка карандашом, передача общей формы цветка.
2. Первая прокладка основного цветового тона цветка и листьев.
3. Уточнение формы с использованием белил, постепенное усиление цветового тона лилии.
4. Проработка деталей светлым по темному и, наоборот, выявление объема, достижение необходимых цветовых и тональных соотношений, завершение работы.
34. Выполните упражнение – нарисуйте свою любимую чашку гуашью. Лучше выбрать чашку с блюдцем, окрашенную каким-нибудь локальным цветом.
Последовательность рисования чашки (гуашь)
1. Выполнение рисунка кистью одним цветом, передача общей формы чашки, ее пропорций. Правильное композиционное размещение объекта на листе.
2. Прокладка основного цвета. Уточнение тональных и цветовых отношений при передаче объема чашки.
3. Прорисовка деталей, нанесение бликов, завершение работы.
35. Выполните упражнение – нарисуйте стеклянный стакан гуашью, постарайтесь цветом с помощью бликов передать прозрачность стекла, соблюдайте пропорции, следите за формой и тональными отношениями, работайте в правильной последовательности: выполнение рисунка, первая прокладка цветового тона, его усиление, выявление объема, обобщение и завершение работы.
36. Нарисуйте один и тот же чайник в теплом и холодном колорите. Лучше выбрать чайник, окрашенный одним ярким цветом. Подумайте, прежде чем начать рисовать, о том, как вы расположите предмет на листе (крупное или мелкое будет изображение), какая будет последовательность работы, какие надо выбрать цвета, каким будет фон.
37. Возьмите несколько желтых яблок и нарисуйте их, каждый раз подбирая необходимый фон (гуашь), в разном колорите: а) в более теплом, б) в более холодном.
124. Натюрморт: а – в теплом колорите,
б – в холодном колорите
38. Возьмите светлый однотонный платок и укрепите его на темном фоне так, чтобы образовались складки несложной формы. Свет должен быть направленным, чтобы лучше выявлялись света, полутени и тени (собственные и падающие от платка). Выполните несколько этюдов драпировки в разном колорите. Внимательно следите за изменениями цвета на свету и в тенях. Сначала найдите соотношения больших плоскостей света и тени, а затем уточните нюансы полутонов внутри складок на свету и в тени. Постарайтесь точнее передать форму складок.
Последовательность выполнения этюда драпировки (акварель)
Фото.
1. Выполнение рисунка кистью.
2. Передача основных цветовых пятен и отношений драпировки и фона.
3. Окончательная прорисовка складок, уточнение тональных отношений, завершение работы.
39. Проведите игру «Лоскутки и колокольчики»4*. Приготовьте свистульки из глины, колокольчики, дудочки, бубен и другие простые музыкальные инструменты. В руки возьмите мешочек с лоскутками, окрашенными в локальные цвета и разные по фактуре (бархат, шелк, атлас, шерсть и т. п.).
С закрытыми глазами вынимайте из мешочка один лоскуток, пробуйте его на ощупь и расскажите о своих ощущениях: ткань теплая, гладкая, приятная, скользкая, похожа на струящийся поток и т. д., попробуйте назвать цвет. Затем, открыв глаза, подберите звук к этому цвету, перебирая все инструменты по очереди. Не огорчайтесь, если вы не угадаете цвет лоскутка, ведь вы основывались только на своих ощущениях.
4* Эта игра разработана Н. Л. Кульчинской, руководителем центра эстетического воспитания «Золотой ключик», г. Москва.
40. Нарисуйте одну из композиций с использованием теплых цветов: «Жаркий день», «Солнечный берег», «Путешествие в Африку», «Мир пустыни», «Сосны на закате», «Огневушка-поскакушка» (по сказу П. Бажова).
41. Нарисуйте одну из композиций в холодном колорите: «Ледоход», «Хмурый день», «Снежный городок», «Роща в тумане», «Дождливая погода», «Брызги морской пены», «Среди льдов Антарктиды».
42. Выполните серию упражнений в технике монотипии, используя разнообразные цветовые сочетания. Нанесите на лист бумаги пятна краски в произвольном порядке, затем положите сверху чистый лист бумаги и, плотно прижимая, прогладьте его рукой. Аккуратно снимите верхний лист. Вы получите сразу две картины. Можно дорисовать необходимые детали. Пусть воображение подскажет вам их название.
43. Рассмотрите картину К. Моне «Натюрморт с яблоками и виноградом» (ил. 125) и назовите, какие цвета, по вашему мнению, теплые или холодные преобладают в ней.
125. К. МОНЕ. Натюрморт с яблоками и виноградом
44. Ощутите радость экспериментаторства с цветом. Предлагаем вам устроить игру «Что произойдет?», называемую часто английским словом «хэппенинг» (happening – произошедший случай). Попробуйте создать с помощью кистей и красок что-то новое, отказавшись от привычного способа их применения.
45. Создайте декоративную композицию «Цветы», используя разнообразные сочетания красок.
46. Разрисуйте глиняные цветочные горшочки, чтобы они украсили интерьер класса, школы или вашей комнаты. Для выполнения этого задания можно использовать масляные, темперные или гуашевые краски, которые после высыхания лучше покрыть бесцветным лаком. Горшочки можно украсить декоративной лентой или тесьмой, которую следует приклеить по краю или по всему горшочку через определенные промежутки специальным клеем. Если лента широкая, ее можно надрезать в нескольких местах, чтобы она лучше прилегала к горшочку. Сюжетами для росписи могут послужить растительные и геометрические мотивы. При выполнении этого задания добивайтесь гармоничного сочетания цветов, используйте возможности симметричной и асимметричной композиций, следите за тем, чтобы роспись соответствовала стилю интерьера (ил. 126).
47. Сумку или кошелек, сшитые из светлой хлопчатобумажной ткани, разрисуйте с помощью специальных фломастеров для росписи по ткани. Можно использовать аппликацию, масляные краски, обычные фломастеры, но тогда сумку нельзя будет стирать, мотивами для росписи могут послужить растительный или геометрический орнамент, пейзаж, портрет, забавные зверюшки, птицы и многое другое. Такие сумки с веселыми яркими рисунками, выполненные контрастными или сближенными сочетаниями цветов,- замечательный подарок для мамы, бабушки и друзей (ил. 127).
48. Прочитайте литературные произведения: П. Ершова «Конек-горбунок», Ш. Перро «Золушка», X. Андерсена « Снежная королева», А. Грина «Алые паруса» и др. Выполните к этим произведениям иллюстрации по выбору. Цветовое решение рисунков может быть различным: реалистичным, метафоричным и декоративным. Главное, чтобы цвет помогал созданию образа, а иллюстрации к одному произведению были выполнены в одном стиле.
49. Прочитайте стихотворения, которые предлагаются ниже, и попробуйте подобрать к ним живописные полотна. Создайте с помощью разнообразных живописных средств иллюстрации к выбранным поэтическим строкам.
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Лугом пройдешь, как садом,
Садом – в цветенье диком,
Ты не удержишься взглядом,
Чтоб не припасть к гвоздикам.
Лугом пройдешь, как садом.
С. Есенин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозное
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И. А. Бунин
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин
С розовой пеной усталости у мягких губ
Яростно волны зеленые роет бык,
Фыркает, гребли не любит – женолюб,
Ноша хребту непривычна, и труд велик.
Изредка выскочит дельфина колесо
Да повстречается морской колючий еж,
Нежные руки Европы,- берите все!
Где ты для выи желанней ярмо найдешь?
Горько внимает Европа могучий плеск,
Тучное море кругом закипает в ключ,
Видно, страшит ее вод маслянистый блеск
И соскользнуть бы хотелось с шершавых круч.
О, сколько раз ей милее уключин скрип,
Лоном широкая палуба, гурт овец
И за высокой кормою мелькание рыб,
– С нею безвесельный дальше плывет гребец!
О. Мандельштам
БОЙ
Сыны небес однажды надо мною
Слетелися, воздушных два бойца;
Один – серебряной обвешан бахромою,
Другой – в одежде чернеца.
И, видя злость противника второго,
Я пожалел о воине младом;
Вдруг поднял он концы сребристого покрова,
И я под ним заметил – гром.
И кони их ударились крылами,
И ярко брызнул из ноздрей огонь;
Но вихорь отступил перед громами,
И пал на землю черный конь.
М. Лермонтов
ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ БАЛЛАДА
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно – во мраке и реже – по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом – торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая – короче, парабола – круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог –
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк – через щель, человек – по параболе.
***
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история
– По параболической траектории!
А. Вознесенский
50. Прочитайте стихотворение А. Рембо «Гласные». Какие ассоциации и образы возникают у вас при чтении этих поэтических строк? Попробуйте разнообразными изобразительными средствами передать свои впечатления от этого стихотворения.
ГЛАСНЫЕ
А – черный,
Е – белый,
И – красный,
У – зеленый,
О – синий:
тайну их скажу я в свой черед.
А – бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е – белизна холстов, палаток и тумана,
Блеск горных ледников и хрупких опахал.
И – пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У – трепетная рябь зеленых вод широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной,
О – дивных глаз ее лиловые лучи.
(Перевод с фр. А. Кублицкой-Пиотух) Артюр Рембо
Ответы на вопросы
21
22
Все кувшины одного размера, но темный кувшин (б) кажется меньше и тяжелее желтого и голубого (а, в). Это происходит потому, что цвет влияет на восприятие размера и веса объекта.
24
В солнечный день цвет тени нам кажется холоднее, а в пасмурный – теплее. При электрическом освещении тени приобретают теплый оттенок.
43
Полотно К. Моне имеет примерно одинаковое количество теплых и холодных цветов. Поэтому в зависимости от вашего настроения вы можете увидеть больше либо теплых, либо холодных цветов. Оба ответа будут правильными.
Секреты и тайны мастеров
Интересно узнать о том, как же великие мастера живописи создают свои произведения, какими секретами и тайнами изображения они владеют. О некоторых из них можно узнать, прочитав текст на этих страницах.
Замечательные западноевропейские и русские художники делятся практическими советами. Удивительный мастер китайской живописи Ци Байши рассказывает об основных приемах письма стеблей, листьев, цветов и других частей растений.
Вы можете сравнить эти высказывания и увидеть, что есть общее и различное в живописи Запада и Востока. И как интересны обе системы!
128. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Зарисовки растений
129. ЦЗЯН ШИЛУНЬ. Полевые ирисы. Акварель
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
…Деревья, освещенные солнцем и воздухом,- если листья у них темного цвета,- будут с одной стороны освещены воздухом, и вследствие этого такое освещение причастно синеве. С другой стороны они будут освещены воздухом и солнцем; и та часть, которую глаз увидит освещенной солнцем, будет блестеть.
…Тени растений никогда не бывают черными, так как там, куда проникает воздух, не может быть мрака.
То дерево, в совокупности своей, будет больше согнуто ударом ветра, у которого ветви наиболее тонки и длинны, как у ивы и подобных.
Те деревья будут больше согнуты полетом ветра, которые выше.
Те растения, у которых более густая листва, больше сгибаются ударами ветра.
В больших лесах, на нивах и на лугах видны образованные ветром волны не иначе, как они видны на море или на озерах.
…Когда тянет ветер, он выглаживает песок, и посмотри, как он образует свои волны, и отметь, насколько он движется медленнее, чем ветер, и так же поступи с водой, и отметь различие между водой и песком.
…То, что целиком лишено света, является полным мраком. Так как ночь находится в подобных условиях, а ты хочешь изобразить некоторый сюжет ночью, то сделай там большой огонь так, чтобы все, что ближе к этому огню, больше окрасилось его цветом, ибо все, что ближе к объекту, больше причастно его природе. Если ты делаешь огонь красноватого оттенка, то делай все освещаемые им вещи также красноватыми, а те, что дальше отстоят от этого огня, пусть будут более окрашены черным цветом ночи. Фигуры, находящиеся перед огнем, кажутся темными на светлом [фоне] этого огня, так как те части их, которые ты видишь, окрашены мраком ночи, а не светлотою огня; те же, которые находятся по сторонам, должны быть наполовину темными и наполовину красноватыми; а те, которые можно разглядеть за краями пламени, будут целиком освещены красноватым светом на черном фоне. Что же касается движений, то пусть ближайшие защищаются руками и плащами от излишнего жара, повернувшись лицом в противоположную сторону, как если бы они собирались убежать. Более далеких сделай большею частью предохраняющими руками глаза, ослепленные излишним блеском.
КАМИЛЬ КОРО
Представьте себе тополь. Другие напишут его совсем прямым. Я – нет. Я заставлю его дрожать от ветра.
Если бы я не мог больше писать эти мои маленькие веточки на фоне неба и воздух между ними, чтобы дать пролететь ласточкам, я, кажется, тут же упал бы замертво. Это я и сказал когда-то одному любителю; он просил меня поместить в картину, которая ему предназначалась, деревья с легкой листвой; он безумно любил это. Я обещал выполнить его просьбу: «Будьте спокойны, я работаю для маленьких птичек».
Надо работать с твердостью и упорством… природа сама по себе – лучший советчик.
ДЖОН КОНСТЕБЛ
Пейзажист, у которого небо не является одной из важнейших частей композиции, пренебрегает лучшим своим помощником… А я часто слышал советы писать небо, как белую простыню, натянутую позади предметов… Трудно назвать такой вид пейзажа, в котором небо не является ключевой нотой и в котором оно не выражает настроения этой картины. Можете себе представить, какую ошибку я бы совершил, если бы уверовал в белую простыню. В природе небо – источник света, оно царит над всем, и даже наши повседневные суждения о погоде зависят от него. Небо – очень трудная задача как в смысле композиции, так и в смысле исполнения. При всем его блеске оно не должно выступать вперед, а должно лишь вызывать представление о бесконечной дали.
АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ
После сюжета как такового к интереснейшим свойствам пейзажа относятся движение, жизнь.
Оживление полотна – одна из величайших трудностей живописи. Наделить произведение искусства жизнью – в этом, безусловно, одна из необходимейших задач истинного художника. Все должно быть направлено к этой цели: форма, цвет, фактура. Впечатления творящего художника должны быть животворными, и лишь такие впечатления возбуждают зрителя.
И хотя пейзажист должен оставаться господином своего ремесла, фактура, доведенная до максимума живости, должна и зрителю передавать то впечатление, которым охвачен художник.
И. И. ШИШКИН
Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в них все, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение.
Пейзаж должен быть не только национальным, но даже местным. Порукой всему сказанному будет мой долголетний опыт и все мое желание послужить родному пейзажу, и надеюсь, что придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников.
И. И. ЛЕВИТАН
Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.
Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон.
Из чего сделаны ваши цветы, что это: бумага, тряпка? Нет, вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком и тянутся к свету; надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами.
Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве. Если не удалось, наблюдайте еще раз, пока не добьетесь.
В. Н. БАКШЕЕВ
…Наши молодые мастера, работая над пейзажем, обнаруживают часто досадную поверхностность. Например, первые планы картин рисуются крайне небрежно. В картинах не чувствуется шелеста и аромата трав…
В. В. МЕШКОВ
Работая с натуры, необходимо, конечно, помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа… Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять общее впечатление, и от него идти к деталям. Природа прекрасна, и когда наблюдаешь ее, нужно не выдумывать, а смотреть и смотреть как можно больше. Как бы ни была богата фантазия, природа все равно богаче. Это всегда нужно иметь в виду.
Г. Г. НИССКИЙ
…В моей работе над пейзажем организация пространства имеет колоссальное значение. Понятие пространства не совпадает с понятием линейной перспективы, пересчитыванием планов от носков башмаков до горизонта. Я говорю об организации пространства ритмом силуэтов, цветом; продумываю и компоную вещь в целом, отбрасывая второстепенное, подчеркивая то, что считаю главным, делая планы светлее или темнее в зависимости от того, как этого требует общее решение. Стремлюсь к цветовой насыщенности, цветовой напряженности, психологическому действию цвета.
Б. ИОГАНСОН
Неопытные художники неправильно предполагают, что тело человека окрашено в телесный цвет, и пишут его телесной краской, утемняя в тени и разбеляя в светлых местах. Это создает ту ужасную живопись, которой грешат и некоторые художники-профессионалы. Тело человека подвержено совершенно тем же законам цветовых изменений, как и любой предмет.
Г. САВИЦКИЙ
Если вы начнете этюд во всю силу цвета, вам все время работу придется вести на неточностях в цветовых отношениях, что всегда стесняет художника. Лучше сначала взять сдержаннее, с тем чтобы под конец положить блестящий мазок. Преждевременное использование диапазона палитры, загромож- денность палитры множеством тонов пользы не приносят. Нужно возможно скупее расходовать те средства, которыми вы обладаете, а то можно такие «фейерверки» дать сразу на холсте, что потом сами не разберетесь и не объедините гамму в одно целое. Поэтому ведите этюд осмотрительно, на сдержанной палитре, используя в отдельных случаях наиболее звучные тона. Эти звучные тона на серой сдержанной гамме будут играть, как драгоценные камни. Если вся палитра выложена на холст, то все в этюде горит одинаково, все ярко, все тона кричащие, а выразительности и правды – никакой.
Отношение к палитре должно быть очень обдуманное. У большого мастера мы часто видим очень скромную палитру, но зато произведение поражает своей красочностью.
Как целесообразнее начинать писать пейзаж: с первого или второго плана? Это зависит от того, что в живописном отношении является ведущим, то есть на чем строится вся тональность этюда. Может получиться такое положение, что как раз на горизонте при стыке неба с землей и находится живописный лейтмотив всей вещи. В таком случае, в первую очередь, эти отношения и нужно решить, их, прежде всего, и берите, и уже к этому добавляйте все остальное. А может этюд построиться и так, что основным будет первопланное пятно, а затем дальнейшее пространство пейзажа. В этом случае начинайте отталкиваться от первого плана, подчинив ему все остальное.
Художник может преследовать разные задачи, используя различные приемы. Мы знаем образцы прекрасных произведений, где видим очень тщательную проработку натуры, очень подробную моделировку, и от этого вовсе не разрушается целое. Вспомните пейзажи Шишкина. И в то же время мы зачастую видим очень свободное, широко написанные пейзажные мотивы без проработки деталей, но вместе с тем они очень звучны и свежи по живописи, очень выразительны по своему содержанию. Вспомните пейзаж Рылова «Зеленый шум» и другие. Все зависит от того, какую цель преследует художник.
К.ЮОН
Использование всего диапазона силы света, предельно допускаемое всей палитрой, и использование всего регистра красок и цветовых оттенков возможно лишь на почве знания различных приемов техники.
Эти оттенки и насыщение цветосилой и светосилой в живописи находятся в большой зависимости от фактурной подготовки на каждом этапе работы.
Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих его оттенков, есть мертвая живопись.
Энергия красок, так же как и энергия формы и экспрессии, несет в себе и энергию воздействия.
Ученическая, робкая, хотя и искренняя, но протокольная работа есть только азбука искусства. Лишь тогда, когда живописец в результате долгих исканий доходит до двух- трех решительных ударов кисти, просто и четко разрешающих проблему формы и цвета, появляется необходимая степень убедительности. Лаконизм в живописи, как и в речи, часто желателен как кратчайший путь к исчерпывающей ясности: он изгоняет на прямолинейном пути своем все сомнительное, запутывающее и перегружающее.
ЦИ БАЙШИ
КАК ПИСАТЬ СТЕБЕЛЬ
Вообще говоря, в живописи цветущих растений – как тонким, деликатным штрихом (гунби), так и в свободной манере (сеи)у – к тому моменту, когда опускаешь кисть, вся картина должна быть уже готова в голове: словно при игре в шахматы.
Живое, одухотворенное движение должно оживить всю картину. Только так можно будет избежать жесткости и безжизненности.
Когда рисуешь растение, начинать нужно со стебля, учитывая разницу между древесными растениями и теми, что относятся к травам. Древесные растения подобны старцам, травянистые же – все тонкие и грациозные.
Так как в живописи трав воспроизводится их нежная грация, их структура может быть передана в трех позициях (ши): движение вверх, ниспадание вниз и горизонтальное положение.
Стебель по отношению к цветам – то же, что конечности человека по отношению к его лицу. Лицо может быть прекрасным, но без конечностей разве можно представить законченным облик человека?!
СЕКРЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЦВЕТОВ
Цветы растут из чашечек, [расположенных] на ветвях, и господствуют над ними. Если часть цветов написана неудовлетворительно, ветки и цветы, изображенные правильно, не исправят дело. Прежде всего в цветах должна быть передана грациозность, потом уже ветвями и листьями дополнишь очарование. Окраска цветов должна быть легкой и нежной, выявляющей. Их естественная красота должна казаться живой – вот-вот цветы заговорят. Так будут взволнованы сердца людей.
СЕКРЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ ТЫЧИНОК И ЧАШЕЧЕК
При живописи цветов необходимо выявлять их сложное строение: чашечка – снаружи, тычинки – внутри. Тычинки возникают из чашечки и окружены ею – передай их снаружи и изнутри. Аромат скрыт в сердцевине. Из нее же вырастает плод. В зависимости от того, как нарисован цветок – в фас или с обратной стороны, будут видны его сердцевина или чашечка. Сердцевина цветка окружена лепестками, а чашечка прикреплена к ветви. Для цветов сердцевина и чашечка то же, что для людей усы и брови.
КАК ПИСАТЬ ЦВЕТЫ
Что касается самого цвета, то темное и светлое должны ясно ощущаться не только в группе цветов, в каждом цветке, но даже в отдельном лепестке. Краски и оттенки туши должны быть темными в сердцевине и светлыми по краям. Так цветы будут изображены в соответствии с закономерностями их существа. У цветов, которые еще не распустились, лепестки у центра более темного тона, у совсем раскрывшихся – светлого. Цвет стеблей в пору увядания – блеклый, во время полного цветения – свежий, а до начала цветения – темный. Цветы не должны быть одного темного тона, он должен чередоваться со светлыми тонами, темные тона [должны] акцентироваться более светлыми. Это выделяет темные тона и создает картину, приятную для глаз.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РИСУНКА ХРИЗАНТЕМ
Хризантема – гордый цветок, ее цвет очень красив, ее благоухание – позднее. Художник должен в душе иметь образ всего цветка – только тогда он сможет написать (передать в живописи) ее дух уединения (ючжи). В этом ее суть.
Некоторые цветы обращены к земле, некоторые повернуты вверх, но их не должно быть слишком много. Некоторые листья закрыты цветками, другие перед ними – нет здесь беспорядка. Если преуспеешь в этом, то и всего достигнешь. В общем, в каждой веточке, каждом цветке, бутоне раскрыта во всей полноте их сущность – чжи.
ТАЙНА ИЗОБРАЖЕНИЯ ОРХИДЕЙ В ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫХ СТИХАХ
В мастерстве писать орхидеи
Гармония, ритм – прежде всего.
Тушь должна быть прекрасного качества.
КАК ПИСАТЬ ЛИСТЬЯ
Листья и цветы следует изображать как бы движущимися – это достигается различными положениями листьев.
Как же сделать живыми нарисованные на бумаге цветы?
Нужно, чтобы листья помогали им. Тогда цветы подобны ласточкам, грациозным и легким, которые как будто вот-вот улетят. Но ведь росу на листьях и движение ветра можно передать только с помощью различных положений листьев.
Если пишешь одной тушью, лицевая сторона листьев должна быть темной, а их обратная сторона – светлой. Если же пишешь цветом, лицевую сторону делай темно-зеленой, а обратную сторону – светлой.
СЕКРЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИСТЬЕВ
Там, где цветы, там, конечно, есть и листья. Листья необходимо изображать, соответственно прикрывая часть ствола или стебля, пусть они трепещут, подобно цветам, на ветру и под тяжестью росы. Когда цветы и листья правильно расположены и ясно выявлено соотношение тонов, тогда живопись растений лишена монотонности. Листья меняются в разное время года – весной и летом они обильные, осенью и зимой они выносят мороз и снег. Только у сливы во время цветения нет листьев.
СПОСОБ ОТДЕЛКИ РИСУНКА БЕЛЫМ
Когда пишут белые цветы, такие, как лотосы, водяные лилии, кончики их лепестков должны быть отделены белым по белому. Это выявляет их форму и порядок расположения. Лепестки большинства белых цветов должны быть выделены таким образом.
СПОСОБ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ БЕЛОЙ КРАСКИ
У таких цветов, как водяные лилии и ги- пискус, есть на лепестках прожилки. Их можно передать белой краской, после того как они написаны цветом. У каждого лепестка хризантемы есть большая прожилка, которую можно передать пересечением белых нитей и слегка оттенив контур, а затем покрасив белым же. В рисунке тычинок цветов точками сначала делают набросок их формы, их кольцо, затем рисуют тычинки белой (краской) и выделяют их верхушки желтой.
Литература
Алексеева В. В. Что такое искусство?- М., 1991.
Алехин А. Д. Когда начинается художник.- М., 1993.
Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства.- М., 1973.
Беда Г. В.; Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.
Виппер Б. Р. Статьи об искусстве.- М., 1970.
Волков Н. Н. Цвет в живописи.- М., 1965.
Волков Ю. А. Работа над живописными этюдами.- М., 1984.
Герчук Ю. А. Язык и смысл изобразительного искусства.- М., 1994.
Гренберг Ю. И. Технология живописи.- М., 1982.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1-3.- М., 1969, 1989, 1992.
Живопись: Учеб. пособие для вузов / Н. П. Бес- частнов и др.- М., 1993.
Иогансон Б. В. О живописи.- М., 1960.
Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: В 3 ч. / Сост. М. В. Алпатов и др.- М., 1987-1989.
Кальнинг А. К. Акварельная живопись.- М., 1986.
Каменева Е. А. Какого цвета радуга.- М., 1971.
Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись.- М., 1992.
Кузин В. С. Психология.- М., 1982.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси.- М., 1981.
Маелов Н. Я. Пленэр.- М., 1984.
Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX веков.- М., 1991.
Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.- М., 1983.
Очерки истории искусства / Под ред. Г. Г. Поспелова.- М., 1987.
Паррамон X. М. Как писать маслом.- СПб, 1992.
Паррамон X. М. Основы живописи.- М., 1994.
Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1,2/ Гл. ред. В. М. Полевой.- М., 1986.
Претте М. К. Творчество и выражение. Т. 1, 2.- М., 1981, 1985.
Прилуцкая Т. И. Живопись итальянского Возрождения.- М., 1994.
Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / Сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов.- М., 1989.
Рожкова Е. Е., Херсонская Е. А. Рисование. 5 класс.- М., 1964.
Рожкова Е. Е., Макоед Л. Л. Изобразительное искусство. 6 класс.-М., 1968.
Советы мастеров: Сборник.- Л., 1973.
Тяжелов В. Н. Искусство Германии, Нидерландов, Фландрии, Голландии XV-XVII вв.- М., 1995.
Тяжелов В. Н. Искусство средних веков.- М., 1993.
Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита.- М., 1980.
Унковский А. А. Цвет в живописи.- М., 1983.
Холлингсворт М. Искусство в истории человека.- М., 1993.
Цвет в нашей жизни / Хрестоматия по психологии.- Курск, 1993.
Шмаркова Г. И. Художественное наследие древнего мира.- М., 1993.
Шмаркова Г. И. Искусство античного мира.- М., 1993.
Шорохов Е. В. Композиция.- М., 1986.
Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца.- М., 1981.
Энциклопедический словарь юного художника.- М., 1983.
Юный художник: Журнал.
Яшу хин А. П. Живопись.- М., 1985.
В соответствии со статьей 19 пунктом 2 Закона об авторском праве в данном издании в качестве иллюстраций использованы произведения следующих авторов: Кауксу Хелен (Декоративное искусство СССР: Журнал.- 1985.-№ 2(327); Звирбуле М. (Декоративное искусство: Журнал.- 1984.-(314)); Кандинского В. (Лакост М. Кандинский.- М., 1995); Моранди Д. (500 шедевров.- М., 1995); Матисса А. (Альбом-каталог. Живопись, рисунок, декупажи.- М., 1993); Цзяня Шилуня (Юный художник: Журнал); Andreas Gericke, Lothar Gericke. Erlebnis Farbe.- Verlag Gesundheit.
Учебник
Наталья Михайловна Сокольникова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Часть 2
Основы живописи для учащихся 5-8 классов
Редакторы В. С. Денисов, Г. П. Мартыненко. Оформление Е. А. Валяевой, Н. А. Валяевой. Компьютерная графика Д. А. Яценко. Художники А. А. Галицына, В. С. Денисов, В. С. Жеребцов, К. И. Ишин, Л. Н. Панкова, О. В. Поминова, Н. Ю. Стоенко, И. А. Стоенко. Фотографии издательства «Титул». Набор и верстка выполнены в компьютерном центре издательства «Титул» под руководством С. В. Шириной.
Оглавление
§1 Живопись – искусство цвета
§ 2 Восприятие цвета
§ 3 О природе цвета
§4 Основные, составные и дополнительные цвета
§5 Основные характеристики цвета
§6 Смешение цветов
§7 Колорит
§8 Практические советы
Живопись акварельными и гуашевыми красками
Вопросы, упражнения и творческие задания
Ответы на вопросы
Секреты и тайны мастеров
Литература