3.1 Задачи и содержание трудового воспитания
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации. [10, с.38]
В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Это так, и русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей.
Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.
Трудовое воспитание - это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка. [11, с.36]
Целями его являются:
- развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду;
- накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся [12, с.63]:
* формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
* развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
* воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
* вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.
- Особенности трудового воспитания младших школьников
- 1. Теоретические основы воспитания трудовой активности
- 1.1 Великие педагоги о роли труда в формировании личности
- 1.2 Роль труда во всестороннем развитии личности
- 1.3 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
- 2. Психология и трудовое воспитание
- 3. Трудовое воспитание школьников
- 3.1 Задачи и содержание трудового воспитания
- 3.2 Формы и методы трудового воспитания
- 3.3 Система трудового воспитания
- 4. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников