2. Уроки изложения нового материала учителем.
Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый или сложный материал. В средних классах они обычно проводятся
269
методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу практикуются уроки-лекции, включающие элементы беседы.
По сравнению с комбинированными уроками структура этих уроков выглядит проще: а) организация учащихся к занятиям; б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задание на дом.
Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, закрепление же его ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. В этой связи большое значение приобретает применение на этих уроках приемов активизации познавательной деятельности учащихся, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение материала яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по их анализу, побуждение приводить свои примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Таким образом, главным в этих уроках является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.
3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. Проводятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения и выработки практических умений и навыков. Практически во всех учебниках для проведения этих уроков разработаны специальные вопросы и задания. Так, после прохождения по русскому языку в 6-м классе темы "Имя существительное" учитель может использовать следующие вопросы и задания, которые даны после этого
270
раздела в рубрике "Повторяем изученное": расскажите о признаках существительных как части речи; приведите примеры имен существительных, которые обозначают действие или признак в отрыве от предмета; как различаются морфологические признаки одушевленных и неодушевленных имен существительных; в какой форме должно стоять имя прилагательное, если существительное мужского рода (директор, педагог) называет женщину; как определить значение числа и падежа неизменяемых имен существительных; устно просклоняйте существительные имя и знамя в единственном и множественном числе; когда не пишется с именами существительными слитно, а когда раздельно; как пишутся сложные имена существительные с первым корнем пол- ?
При подготовке и проведении урока закрепления по географии в 6-м классе по изученному разделу "Карта — второй язык географии" учащимся можно предложить такие вопросы и задания: что называется географической картой; какие бывают карты по масштабу, охвату территории и содержанию; в чем отличие изображения земной поверхности на глобусе и карте; что называется масштабом; что такое легенда карты; что относится к географическим координатам; определите географические координаты городов Брест, Витебск, Гомель; в каком направлении от Минска находятся эти города?
Чтобы данные уроки давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали о времени их проведения и их основных задачах. Кроме того, учителю следует выделить основные вопросы, по которым учащиеся должны готовиться к закреплению пройденного материала.
Не менее важной является и методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Как правило, уроки начинаются с устного индивидуального опроса или фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с организацией тренировочных упражнений с акцентом на закреплении более сложных вопросов темы. В конце занятий проводится небольшая самостоятельная работа. На уроках математики, физики, химии она связана с решением задач и примеров, а на занятиях по языкам учащи-
271
еся могут писать различные виды диктантов, краткие изложения, сочинения, которые затем проверяются и оцениваются учителем.
4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала. Эти уроки связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. Важно, однако, не только определить вопросы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, материал которых им следует использовать при подготовке к занятиям. В качестве методов обучения на этих уроках могут выступать обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, упражнения по углублению практических умений и навыков.
Вот как, например, проводился такой урок с учащимися 6-го класса по повторению, обобщению и ситемати-зации знаний учащихся по разделу "Наша Айчына у XIV— XV стст." в курсе истории Беларуси.
Вначале учитель организовал фронтальный опрос учащихся и предложил им ответить на основные вопросы этого раздела: какими путями осуществлялось включение западнорусских земель в Великое княжество Литовское; каковы основные условия Кревской унии; какую роль сыграл в усилении Великого княжества Литовского князь Витовт; каковы итоги и значение Грюнвальдской битвы; какие сословия были в феодальном обществе; почему тормозилось развитие городов в XIV веке в Великом княжестве Литовском; какое объяснение понятия "Белая Русь" вы считаете наиболее правильным?
Следующий вид работы на этом уроке был связан с показом учащимися на карте территории Великого княжества Литовского конца XV века, государств, которые граничили с княжеством, крупнейших городов, а также присоединенных в XIV-XV веках территорий.
Потом учитель провел работу по повторению и закреплению основных понятий этого раздела: уния, воеводство, монархия, шляхта, повинность, оброк, сословие, этнос и т.д. Это повторение проводилось путем самостоятельной
272
работы учащихся с учебником и последующей беседы с ними по этим понятиям. Кроме того, учитель предложил шестиклассникам выполнить практическое задание, в котором давались группы понятий (например, манастыр — касцёл; дан/на - чынш; ваявода - бургам/стр; веча - рада; паншчына - аброк) и требовалось найти в них сходства и отличия.
Важное место на уроке отводилось повторению основных исторических дат. С этой целью учитель использовал тестовое задание, суть которого заключалась в том, что учащиеся должны были сделать правильный выбор даты, относящейся к тому или иному событию (например, Кревская уния — 1315, 1331, 1385, 1413, Грюнвальдская
битва - 1385,1410, 1468, 1494 и т.д.).
Другое задание было связано со сравнением исторических событий. Учитель предложил учащимся сделать сравнение одной из предложенных им тем: "Селянш i рамесн!к у сярэдн!я вяю", "Крэуская i Гарадзельская унп", "Горад i веска", "Царква i касцёл".
Как видим, на данном уроке были использованы самые разнообразные задания, которые способствовали повторению, систематизации и обобщению ранее изученного учащимися материала.
5. Уроки-семинары. Уроки-конференции. В последние годы в школах более широко стали проводиться уроки-семинары, и уроки-конференции. Чем же характеризуются их дидактические особенности и методические основы?
Цель и специфика уроков-семинаров (от лат. seminarium — рассадник, в данном случае - рассадник знаний) состоит в том, чтобы активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.
Проводятся уроки-семинары, как правило, в старших классах. Например, при изучении в 9-м классе по белорусской литературе романа И.Мележа "Люди на болоте" может быть использован урок-семинар. При его подготовке учитель заранее разрабатывает вопросы и указывает литературу для самостоятельной работы, отводя на ее изучение необходимое время. После этого проводится сам семинар.
Учащиеся детально обсуждают поставленные вопросы, используя для этого как материал учебника, так и сведе-
273
ния из дополнительной литературы, уточняя, расширяя и углубляя свои знания. Учителю следует поощрять нестандартные суждения, оригинальные мысли, поиски новых подходов к осмыслению изучаемой темы. Нетрудно понять, что такие уроки не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и позволяют им приобретать умения самостоятельно добывать научные знания, развивать свою речь и мышление. В этом и состоит их ценность.
Свою специфику имеют и уроки-конференции (от лат. conferentia - собирать в одно место). Если семинары призваны углублять и обогащать знания учащихся по отдельным темам учебной программы, то уроки-конференции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения нескольких родственных тем. Главное их назначение — обобщить этот материал, углубить знания школьников по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Так, после прохождения по истории раздела о Великой Отечественной войне СССР против фашистской Германии полезно провести урок-конференцию, поставив для обсуждения следующие вопросы: какие новые данные имеются о причинах неудач нашей армии в начале войны? Что обеспечило коренной перелом в ходе военных действий в пользу нашей страны? Какие ошибки и просчеты допускало советское руководство, в процессе ведения войны, вызвавшие излишние людские жертвы и материальные потери с нашей стороны? Какие основные факторы обеспечили победу нашей страны?
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения на конференции, побуждает к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков-конференций. Они учат школьников сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал.
Иногда подобные уроки могут приобретать форму школьных диспутов. Так, при изучении в 9-м классе
274
романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" учителя проводят диспуты по темам: "Может ли Татьяна Ларина служить образцом для современных женщин?", "Что сделало Онегина "лишним человеком" в обществе?" и др.
- 10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
- Глава 10
- 2. Специфические закономерности обучения. К ним
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- 1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
- 2. Уроки изложения нового материала учителем.
- 6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
- 8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
- Глава 14 другие формы организации обучения
- 2. Факультативные занятия.
- Глава 15
- 1. Компьютер как орудие деятельности человека.
- Глава 16 домашняя учебная работа учащихся