logo
Педагогика_2 / Харламов И

2. Уроки изложения нового материала учителем.

Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый или слож­ный материал. В средних классах они обычно проводятся

269

методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу практикуются уроки-лек­ции, включающие элементы беседы.

По сравнению с комбинированными уроками струк­тура этих уроков выглядит проще: а) организация уча­щихся к занятиям; б) краткий опрос учащихся (фрон­тальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового матери­ала; г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задание на дом.

Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, закрепление же его ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. В этой свя­зи большое значение приобретает применение на этих уроках приемов активизации познавательной деятельно­сти учащихся, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер, на­сыщение материала яркими фактами и примерами, вклю­чение учащихся в беседу по их анализу, побуждение при­водить свои примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Таким образом, глав­ным в этих уроках является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.

3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. Прово­дятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на орга­низацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и ус­воения и выработки практических умений и навыков. Практически во всех учебниках для проведения этих уроков разработаны специальные вопросы и задания. Так, после прохождения по русскому языку в 6-м классе темы "Имя существительное" учитель может использовать следующие вопросы и задания, которые даны после этого

270

раздела в рубрике "Повторяем изученное": расскажите о признаках существительных как части речи; приведите примеры имен существительных, которые обозначают действие или признак в отрыве от предмета; как разли­чаются морфологические признаки одушевленных и не­одушевленных имен существительных; в какой форме должно стоять имя прилагательное, если существитель­ное мужского рода (директор, педагог) называет женщи­ну; как определить значение числа и падежа неизменя­емых имен существительных; устно просклоняйте суще­ствительные имя и знамя в единственном и множествен­ном числе; когда не пишется с именами существитель­ными слитно, а когда раздельно; как пишутся сложные имена существительные с первым корнем пол- ?

При подготовке и проведении урока закрепления по географии в 6-м классе по изученному разделу "Карта — второй язык географии" учащимся можно предложить такие вопросы и задания: что называется географичес­кой картой; какие бывают карты по масштабу, охвату территории и содержанию; в чем отличие изображения земной поверхности на глобусе и карте; что называется масштабом; что такое легенда карты; что относится к географическим координатам; определите географичес­кие координаты городов Брест, Витебск, Гомель; в ка­ком направлении от Минска находятся эти города?

Чтобы данные уроки давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали о времени их проведения и их основных задачах. Кроме того, учителю следует выделить основные вопросы, по которым учащиеся должны готовиться к закрепле­нию пройденного материала.

Не менее важной является и методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос уча­щихся с письменными, устными и практическими уп­ражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Как правило, уроки начинаются с уст­ного индивидуального опроса или фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с орга­низацией тренировочных упражнений с акцентом на за­креплении более сложных вопросов темы. В конце заня­тий проводится небольшая самостоятельная работа. На уроках математики, физики, химии она связана с реше­нием задач и примеров, а на занятиях по языкам учащи-

271

еся могут писать различные виды диктантов, краткие изложения, сочинения, которые затем проверяются и оцениваются учителем.

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала. Эти уроки связаны с повторени­ем крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их специфической особенностью является то, что учи­тель для повторения, систематизации и обобщения зна­ний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овла­дения предметом. Важно, однако, не только определить вопросы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, ма­териал которых им следует использовать при подготовке к занятиям. В качестве методов обучения на этих уроках могут выступать обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, упражнения по углублению прак­тических умений и навыков.

Вот как, например, проводился такой урок с учащи­мися 6-го класса по повторению, обобщению и ситемати-зации знаний учащихся по разделу "Наша Айчына у XIV— XV стст." в курсе истории Беларуси.

Вначале учитель организовал фронтальный опрос уча­щихся и предложил им ответить на основные вопросы этого раздела: какими путями осуществлялось включение запад­норусских земель в Великое княжество Литовское; каковы основные условия Кревской унии; какую роль сыграл в усилении Великого княжества Литовского князь Витовт; каковы итоги и значение Грюнвальдской битвы; какие со­словия были в феодальном обществе; почему тормози­лось развитие городов в XIV веке в Великом княжестве Литовском; какое объяснение понятия "Белая Русь" вы счи­таете наиболее правильным?

Следующий вид работы на этом уроке был связан с показом учащимися на карте территории Великого кня­жества Литовского конца XV века, государств, которые граничили с княжеством, крупнейших городов, а также присоединенных в XIV-XV веках территорий.

Потом учитель провел работу по повторению и закреп­лению основных понятий этого раздела: уния, воеводство, монархия, шляхта, повинность, оброк, сословие, этнос и т.д. Это повторение проводилось путем самостоятельной

272

работы учащихся с учебником и последующей беседы с ними по этим понятиям. Кроме того, учитель предложил шестиклассникам выполнить практическое задание, в ко­тором давались группы понятий (например, манастыр — касцёл; дан/на - чынш; ваявода - бургам/стр; веча - рада; паншчына - аброк) и требовалось найти в них сходства и отличия.

Важное место на уроке отводилось повторению ос­новных исторических дат. С этой целью учитель использо­вал тестовое задание, суть которого заключалась в том, что учащиеся должны были сделать правильный выбор даты, относящейся к тому или иному событию (например, Кревская уния — 1315, 1331, 1385, 1413, Грюнвальдская

битва - 1385,1410, 1468, 1494 и т.д.).

Другое задание было связано со сравнением истори­ческих событий. Учитель предложил учащимся сделать сравнение одной из предложенных им тем: "Селянш i рамесн!к у сярэдн!я вяю", "Крэуская i Гарадзельская унп", "Горад i веска", "Царква i касцёл".

Как видим, на данном уроке были использованы са­мые разнообразные задания, которые способствовали по­вторению, систематизации и обобщению ранее изученно­го учащимися материала.

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции. В последние годы в школах более широко стали проводиться уроки-семинары, и уроки-конференции. Чем же характеризуются их дидактические особенности и методические основы?

Цель и специфика уроков-семинаров (от лат. seminarium — рассадник, в данном случае - рассадник знаний) состоит в том, чтобы активизировать самостоятельную работу уча­щихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.

Проводятся уроки-семинары, как правило, в старших классах. Например, при изучении в 9-м классе по белорус­ской литературе романа И.Мележа "Люди на болоте" мо­жет быть использован урок-семинар. При его подготовке учитель заранее разрабатывает вопросы и указывает лите­ратуру для самостоятельной работы, отводя на ее изучение необходимое время. После этого проводится сам семинар.

Учащиеся детально обсуждают поставленные вопросы, используя для этого как материал учебника, так и сведе-

273

ния из дополнительной литературы, уточняя, расширяя и углубляя свои знания. Учителю следует поощрять не­стандартные суждения, оригинальные мысли, поиски новых подходов к осмыслению изучаемой темы. Нетруд­но понять, что такие уроки не только активизируют по­знавательную деятельность учащихся, но и позволяют им приобретать умения самостоятельно добывать науч­ные знания, развивать свою речь и мышление. В этом и состоит их ценность.

Свою специфику имеют и уроки-конференции (от лат. conferentia - собирать в одно место). Если семинары при­званы углублять и обогащать знания учащихся по от­дельным темам учебной программы, то уроки-конферен­ции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения не­скольких родственных тем. Главное их назначение — обобщить этот материал, углубить знания школьников по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Так, после прохождения по истории раздела о Великой Отечественной войне СССР против фашистс­кой Германии полезно провести урок-конференцию, по­ставив для обсуждения следующие вопросы: какие но­вые данные имеются о причинах неудач нашей армии в начале войны? Что обеспечило коренной перелом в ходе военных действий в пользу нашей страны? Какие ошиб­ки и просчеты допускало советское руководство, в про­цессе ведения войны, вызвавшие излишние людские жертвы и материальные потери с нашей стороны? Какие основные факторы обеспечили победу нашей страны?

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изу­чают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие в суж­дениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и слу­жит основой их всестороннего обсуждения на конферен­ции, побуждает к дискуссии и более обстоятельному ос­мыслению и усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков-конференций. Они учат школьников сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргумен­тов использовать убедительный фактический материал.

Иногда подобные уроки могут приобретать форму школьных диспутов. Так, при изучении в 9-м классе

274

романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" учителя прово­дят диспуты по темам: "Может ли Татьяна Ларина слу­жить образцом для современных женщин?", "Что сдела­ло Онегина "лишним человеком" в обществе?" и др.