logo
Seminary_7-8

3. Взаимоотношения учителя и ученика во время обучения и воспитания

Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции.

Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым - значит прежде всего помочь ему учиться.

Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки - в упражнениях.

Одно за другим делает Сухомлинский маленькие открытия: оказывается, каждый учитель, какой предмет он ни преподавал, должен быть преподавателем словесности…Слово - первый шаг к мысли ученика.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения.

Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов. Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное светлыми словами.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

Итак, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. “Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости.”

4. Трудовое воспитание

Другой идеал воспитания -- труд как основа воспитания нового человека - в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955 г.). В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно совершенствовалась, обеспечивала учащимся все большие возможности для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональной деятельности.

Главное же заключалось в том, что педагогически организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: труд - основа всестороннего гармонического развития? В практической работе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности».

С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений”.

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.

Заключение

«На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Выдающийся педагог XX в. (1918--1970) вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа. Он поистине «соком мозга и кровью сердца» (Луначарский) созидал себя как гуманиста, человека культуры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав ее очагом духовно-нравственного становления личности. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В.А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути.»

В этих словах весь В.А. Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

В целом, можно отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантно ориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.

Список литературы

1. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского, М., 1991 г.

2. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем, М., 1986 г.

3. Сухомлинский В.А. О воспитании, М., 1979 г.

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М.: Педагогика. 1979 г.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974 г.

4. История развития педагогического образования в Сибири

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 октября 2007 Войтеховская М. П.

Для решения современных проблем общего и профессионально-педагогического образования большое значение имеет всестороннее изучение и творческое использование исторического опыта. Развитие педагогического образования в Сибири началось еще в XIX в. Под воздействием либерально-демократической общественности в Сибири формировались лучшие педагогические традиции, нарабатывались оригинальные методики преподавания, не утратившие своего значения и в настоящее время, шел процесс реформирования всей системы народного образования. Педагогические учебные заведения, как показывают документы, пользовались большой популярностью. Достаточно указать, что конкурс туда подчас составлял свыше пяти человек на место. В советской историографии первой работой обобщающего характера по истории сибирской школы явилась монография Н.С. Юрцовского [1], изданная в 1923 г. Работа представляет значительный интерес, так как в ней впервые предпринята попытка научного анализа накопленных статистических и фактических данных по истории просвещения в Сибири. Историческая литература 1930-50-х гг. по проблемам развития системы общего и профессионально-педагогического образования в Сибири в конце XIX - начале XX в., как и по другим направлениям исследований, несет на себе отпечаток "классового подхода" и определенного субъективизма в оценках событий. Тем не менее именно в этот период начинается интенсивное изучение региональной истории, в том числе истории просвещения [2]. Значительный вклад в дело исследования истории общего и профессионально-педагогического образования в Сибири внес Ф.Ф. Шамахов. Его труды, написанные на основе богатейшего архивного материала, во многом заполнили пустовавшую ранее нишу в изучении истории западносибирской школы дореволюционного периода [3]. Именно с них и начинается по-настоящему серьезный научный подход к изучению названной темы. В современной историографии преобладает стремление авторов к объективному изучению исторического прошлого российской школы на основе использования обширного архивного материала, преодолению неоправданного дробления истории образовательных учреждений на досоветский и послеоктябрьский периоды. Исследователи доказывают историческую преемственность многих современных столичных и провинциальных учебных заведений с дореволюционными [4]. Так, подготовка учительских кадров в конце XIX - начале XX вв. в Сибири осуществлялась как в специальных профессионально- педагогических учебных заведениях, учительских семинариях и институтах, так и в общеобразовательных - гимназиях, училищах, высших женских курсах и т.д. Для получения места преподавателя начальной или средней школы необходимо было предъявить документ об окончании педагогического учебного заведения или свидетельство о праве претендовать на место учителя, которое выдавалось после успешного прохождения соответствующих испытаний. Первая в Сибири Омская учительская семинария была открыта в августе 1872 г. На рубеже XIX-XX вв. в Западно- Сибирском учебном округе насчитывалось всего три таких семинарии: Омская, Семипалатинская и Павловская. К середине 1917 г. их численность увеличилась до десяти. К этому времени дополнительно были открыты учительские семинарии в Ново-Николаевске, Барнауле, Тобольске, Ялуторовске, Верном, Акмолинске, Змеиногорске. В Восточной Сибири к осени 1917 г. также имелось десять таких учебных заведений в Иркутске, Красноярске, Чите, Александровском заводе, Минусинске, Якутске, Благовещенске, Никольске- Уссурийском, с. Спасском, Киренске [5, л. 66 об.-67]. Семинарии существовали главным образом на казенный счет и имели статус государственных всесословных ниже среднего учебных заведений с трех-четырехлетним сроком обучения. Их программы предусматривали изучение специальных педагогических дисциплин, однако объем теоретических знаний по общеобразовательным предметам был небольшим. Для их укрепления при семинариях были открыты начальные училища, в которых преподавали воспитанники старших курсов под руководством опытных наставников. К специальным профессионально-педагогическим заведениям более высокого статуса относились учительские институты. По Положению от 31 мая 1872 г. учительские институты представляли собой средние всесословные закрытые учебные заведения с трехлетним сроком обучения для подготовки квалифицированных преподавателей в городских училищах. Они открывались на казенный счет и принимали в число воспитанников только мужчин с 16 лет - выпускников городских и уездных училищ, учительских семинарий, лиц с незаконченным гимназическим образованием, имеющих стаж работы учителем не менее одного года. Первый за Уралом Учительский институт был открыт в г. Томске 26 сентября 1902 г. на основании повеления Николая II. Следует отметить, что вопрос об учреждении в Сибири такого института был практически одновременно поднят как в Министерстве народного просвещения, так и на Съезде инспекторов народных училищ Томской губернии [6, л. 217 об.]. В борьбу за право открыть у себя первый в Сибири учительский институт вступили Омск и Томск. Выбор был сделан в пользу последнего, поскольку Томск являлся университетским городом с двумя высшими учебными заведениями и располагал квалифицированными кадрами. Кроме того, там находилась администрация Западно- Сибирского учебного округа. При этом Городская дума безвозмездно выделила под строительство специального корпуса института земельный участок, на котором к 1905 г. он и был построен. Всего к 1917 г. в Сибири действовали 8 учительских институтов: Томский, Омский, Тобольский, Ново- Николаевский, Хабаровский, Иркутский, Красноярский, Владивостокский. Их программы соответствовали средним учебным заведениям (за исключением часов на изучение классических и новых языков). Для приобретения воспитанниками педагогических навыков при институтах были открыты городские училища. С годами сама жизнь выдвинула требование расширить учебные программы учительских институтов. Педагогическими коллективами на местах принимались решения об углублении содержания и увеличении часов на изучение теоретических курсов. Так, в Томском учительском институте, среди преподавателей которого были сотрудники университета. Технологического института, уже к 1912-1914 гг. объем знаний, передаваемых воспитанникам, соответствовал уровню старших классов гимназий и начальных курсов вузов [7, с. 48]. Вопрос о необходимости реформирования учительских институтов активно поднимался российской передовой педагогической общественностью уже с начала XX в. В 1906 г. в Санкт-Петербурге съезд выпускников институтов, обсудив проблему развития педагогического образования, предложил реформу учительских институтов. Это начинание было замечено и поддержано властями. В 1907 г. по инициативе Министерства народного просвещения состоялось совещание представителей учительских институтов, которое разработало законопроект и передало его в Государственную думу третьего созыва. К обсуждению нового Положения об учительских институтах народные избранники приступили лишь в 1912 г. При этом депутатом Д.И. Клюжевым было внесено предложение о расширении общего и специального курса дисциплин до уровня высшего педагогического учебного заведения, как того требовала российская действительность. Свое предложение депутат мотивировал тем, что подобного рода мероприятие обойдется казне значительно дешевле, чем организация новых высших учебных заведений педагогического профиля или проведение послевузовской подготовки учителей при университетах. Проект реформы предполагал преобразовать учительские семинарии в учительские институты, а последние - в вузы с расширенной программой и новыми факультетами [8, с. 99]. Тогда проект принят не был, однако Дума провела законы о праве выпускников институтов поступать в вузы и "О введении новых предметов в учительских институтах и семинариях". Дальнейшему изучению вопроса о состоянии средних профессионально-педагогических учебных заведений помешала Первая мировая война. После Февральской революции Временное правительство 14 июня 1917 г. объявило о коренной реформе учительских институтов в России. Согласно новым правилам приема в институт допускались лица, получившие среднее образование и имеющие педагогический стаж. Срок обучения по-прежнему составлял три года. В институте учреждались три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-историческое. После успешного завершения курса обучения выпускники получали звание учителя высшего начального училища [5, л. 67 и об.]. При этом принятый тогда закон был лишь первым актом на пути реформы: предполагалось дальнейшее совершенствование программ учительских институтов в направлении превращения их в полноценные вузы. При Советской власти началась коренная реорганизация профессионально-педагогических учебных заведений в единую педагогическую школу с новыми требованиями к подготовке кадров. I Всероссийский съезд по просвещению и Всероссийское совещание деятелей по подготовке преподавателей (август 1918 г.) приняли решение о поэтапном преобразовании учительских институтов, семинарий и курсов. 5 октября 1918 г. пленум Государственной комиссии по просвещению постановил преобразовать учительские институты в педагогические и придать им статус высших учебных заведений [9, с. 73, 74]. II Всероссийское совещание и II Всероссийский съезд деятелей по подготовке учителей приняли новое решение об объединении педагогических и учительских институтов, семинарий и курсов в Институты народного образования (ИНО) [10. с. 43]. В 1920-1921 гг. они, в свою очередь, стали преобразовываться в высшие Практические институты народного образования или Рабочие практические институты с педагогическими отделениями [10, с. 48]. В 1922-1923 гг. в соответствии с решением Главпрофобра новые учебные заведения были реорганизованы в педагогические институты, техникумы, институты политпросвета и т.п. [10, с. 48]. В результате бессистемных новаций научная и материальная база педагогических учебных заведений была значительно подорвана. Единственной возможностью успешно завершить реорганизацию было проведение ее с привлечением потенциала университетов. В Сибири перестройка всей системы общего и профессионально-педагогического образования началась с 1920 г. В марте Красноярский учительский институт сначала был преобразован в Педагогический институт, затем вместе с семинарией и педагогическими курсами - в Институт народного образования. В апреле 1920 г. Читинский учительский институт стал называться Институтом народного образования; в июне - такой же институт был открыт в Омске вместо учительских института и семинарии. В Томске подготовку преподавательских кадров возложили на педагогическое отделение Рабочего практического института и Сибирскую академию народного образования. Однако опыт новых учебных заведений оказался неудачным по ряду причин: крайне недостаточное финансирование, отсутствие приспособленных для занятий помещений, проблемы кадрового обеспечения. При этом при подборе преподавателей руководствовались не столько их профессиональной пригодностью, сколько принципами лояльного отношения к Советской власти и готовностью перестроить образовательный процесс, согласуясь с новыми требованиями. В 1922 г. в помещении бывшего Томского учительского института начали работу средние специальные индустриально-педагогический и тюрко-татарский педагогический техникумы. В 1930 г. при Томском госуниверситете открылся педагогический факультет, который в 1931 г. приобрел статус самостоятельного высшего учебного заведения, продолжив дело подготовки квалифицированных кадров для школ и рабочих училищ [11, с. 20-21]. В 1935 г. в нем для ускоренной подготовки преподавателей V-VII классов был воссоздан Учительский институт, который просуществовал до 1956 г. Таким образом, опыт профессионально-педагогических учебных заведений дореволюционной России был напрямую использован в последующие десятилетия и не утратил своего значения до сих пор. Возвращаясь в дооктябрьское время, отметим, что учительские институты и семинарии, существовавшие в Сибири в конце XIX - начале XX вв., не могли полностью обеспечить регион квалифицированными преподавателями. Частично проблему подготовки учителей решали средние и повышенные начальные учебные заведения: государственные и частные гимназии, епархиальные училища, учительские курсы при городских училищах. Их развитие в значительной степени стало возможным благодаря поддержке местных благотворительных обществ, меценатов, влиянию передовой научно-педагогической общественности. Так, в поддержку женского образования в Томской губернии был завещан капитал купцов и золотопромышленников Ф.И. и А.Я. Поповых. При непосредственном участии П.П. Ершова развивается народное образование в Тобольской губернии. Инициаторами открытия ряда учебных заведений Западной и Восточной Сибири стали известные общественные деятели И.Д. Якушин, П.Н. Свистунов, Ф.П. Шаховский и многие другие. Напомним, что изучение в VIII классе государственных и частных гимназий педагогических дисциплин давало право претендовать после необходимых испытаний на место учителя начальной школы. Интересный опыт развития женского педагогического образования может быть продемонстрирован на примере Томской частной гимназии Натальи Андреевны Тихонравовой, которая в 1900 г. открыла детский сад для девочек с четырехлетнего возраста. В 1907 г. при этом заведении было создано училище I разряда, а еще через три года открылась женская гимназия. Особенностью гимназии Тихонравовой было то, что воспитанницы начинали обучаться педагогическому мастерству уже с пятого класса, а наличие детского сада и училищ позволяло гимназисткам наблюдать процесс воспитания детей с раннего возраста и практиковаться непосредственно на месте [12, с. 27-28]. В известной мере в этом опыте нашли воплощение идеи непрерывного образования. Еще одним источником пополнения учительских рядов являлись духовные семинарии и училища. На территории Сибири насчитывалось 30 духовных учебных заведений. Из них - на Западную Сибирь приходилось 16, а на Восточную - 14 [5, л. 44]. Часто при духовных училищах существовали педагогические курсы для подготовки учителей начальной духовной или светской школы. Для приобретения питомцами практических навыков при этих заведениях обычно располагались начальные школы. Звание учителя начального учебного заведения получали и выпускники педагогических классов и курсов городских училищ. По правилам от 31 марта 1900 г. при них были учреждены одногодичные, а по правилам от 29 июня 1907 г. - двухгодичные курсы по подготовке учителей начальных школ. На курсы принимались лица, успешно окончившие городские училища или не менее пяти классов гимназии. В начале XX в. на всю Западную Сибирь было открыто пять педагогических курсов - двое мужских (при Барнаульском и Тобольском городских училищах) и трое женских (при Томском городском женском училище, Тарской женской гимназии и при Усть- Каменогорском Мариинском женском училище) [13, с. 11-13]. Настоящим событием стало открытие 26 октября 1910 г. в Томске по инициативе местной научно-педагогической общественности Сибирских высших женских курсов, цель которых заключалась в предоставлении возможности женщинам получить высшее образование и экзаменоваться в будущем на место учительницы в женских гимназиях, других средних и начальных учебных заведениях. В инициативный Совет по открытию курсов входили: Е.Л. Зубашев, первый ректор Томского технологического института - председатель Совета, О.А. Зубашева, М.Е. и Б.П. Вейнберг, В.П. и М.Н. Соболевы, Н.И. Карташов, В.Л. Некрасов, В.В. Сапожников, И.А. Малиновский. Для поиска и доставления средств курсам в декабре 1909 г. было создано общество во главе с М.М. Юндатти, которое вскоре стало получать первые пожертвования. Самый крупный вклад был сделан известным общественным деятелем и меценатом П.И. Макушиным [12, с. 16-17]. Не имея никакой поддержки от правительства, курсы дали государству 4 выпуска высококвалифицированных специалистов. В 1918 г. исполняющий обязанности директора курсов А. Левченко обратился с докладной запиской в комиссию по народному образованию Сибирской областной думы, в которой обосновывал необходимость дальнейшего финансирования Сибирских высших женских курсов и открытия педагогического факультета с тремя отделениями: историко-словесным, естественным и математическим [5, л. 96-97]. Однако в обстановке гражданской войны эти предложения были обречены на неудачу. В 1920 г. курсы были преобразованы в Академию народного образования, которая не просуществовала и года. Со временем менялись названия учебных заведений (институты народного образования, академии, педагогические техникумы, училища, индустриально-педагогические институты, педагогические университеты и т.д.), но прежними были задачи подготовки квалифицированных кадров. В наше время, когда появились реальные возможности для объективного изучения и отображения прошлого страны, назрела необходимость восстановления исторической справедливости в оценках развития системы педагогического образования в дореволюционный период. Думается, что есть все основания считать учительские институты предшественниками педагогических институтов, а Томский государственный педагогический университет старейшим педагогическим вузом Сибири. Литература 1. Юрцовский И.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1. Общий ход развития школьного дела в Сибири 1703-1917 гг. Новониколаевск, 1923. 2. Базанов А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север). Л., 1936: Кронгауз Ф.Ф. Из истории советской школы на Крайнем Севере. М., 1948; Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1948. 3. Шамахов Ф.Ф. Общественно-педагогическое движение 60-х годов и начальная школа Западной Сибири во второй половине XIX века // Уч. зап. Томского пединститута. 1955. Т. XIV; Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. Томск, 1957; Нерусская школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917) // Уч. зап. Томского педуниверситета. 1962. Т. XX. Вып. 3; Шамахов Ф.Ф., Трофшюв П.Л. Из истории сибирской школы (1917-1931 гг.): Учебное пособие. Новосибирск, 1976. 4. Тобольская духовная семинария: 250 лет. Тобольск, 1993; Прибыльский Ю.П. Школа Тюменского края в XVIII-XX вв.: К трехсотлетию сибирской школы. Тобольск, 1998; Высшее образование в Сибири: Очерк истории 1917. М., 1995; Педагогический университет им. А.И. Герцена. От Императорского Воспитательного Дома до Российского государственного педагогического университета. СПб., 1997; Московский педагогический государственный университет. 125 лет. М., 1997; Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. СПб., 1998. 5. ГАТО. Ф. Р. 72. Оп. 1. Д. 36. 6. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2150. 7. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири // Уч. зап. ТГПИ. 1952. Т. IX. 8. Клюжев Д. И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. N 3. 9. Желваков Н.А. Начало строительства советского педагогического образования. 1917-1920 гг. // Советская педагогика. 1947. N 10. 10. Васильев К. И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932). Воронеж, 1966. 11. Школы Западной Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул. 1982. 12. Город Томск. Томск, 1912. 13. Шамахов Ф.Ф. Система курсовой подготовки учителей начальной и повышенной школы в дореволюционной Западной Сибири // Уч. зап. ТГПИ. 1954. Т. XI.

13