Взаимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с опфр зрения в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития является обязательным условием при организации их обучения в условиях образовательной интеграции.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. Психолого-педагогическое сопровождение представляется не суммой методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Интегрированное обучение предполагает гарантию непрерывного сопровождения ребенка в образовательном процессе. Сопровождение — это не кратковременная акция, а процесс изучения ребенка и действия по его поддержке в решении образовательных задач, которые меняются, усложняются.
Содержание сопровождения является личностно ориентированным. С известной мерой условности оно может выступать в трех функциях: средовое, информационное, личностное.
Суть средового сопровождения состоит в том, чтобы максимально приспособить школьную среду к нуждам и потребностям детей. Создание адаптивной среды сделает учебу комфортной, позволит ученику наиболее полно самоактуализироваться.
Информационное сопровождение предполагает тщательное изучение каждого ученика, наиболее полный сбор информации из различных источников, отслеживание динамики развития учеников. Вместе с тем подразумевается информационная помощь ученику, что требует индивидуального подхода, информационного обеспечения, повышения эффективности обучения и учения, применения коррекционных методик.
В современных условиях можно констатировать необходимость существенного улучшения информационного обеспечения системы психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в условиях интегрированного обучения. Ограниченность информации, ее недоступность часто затрудняют оказание помощи ребенку. Учителям не всегда удается избежать методических промахов. Родители допускают ошибки из-за незнания механизмов взаимодействия с детьми в семье. Их безучастность в учебно-воспитательном процессе чаще всего объясняется некомпетентностью. Родители не всегда включаются в партнерские взаимоотношения в процессе психолого-педагогического сопровождения развития ученика. Информационный вакуум по вопросам социального развития учащихся с психофизическими нарушениями осложняет выстраивание ими гуманистических отношений с социумом, выбор правильного ролевого поведения в повседневной жизни и во взаимоотношениях с окружающими.
Личностное сопровождение требует акцентирования внимания на личности ученика, создания условий для осознания учеником его личностной значимости, обеспечение возможностей для его самореализации и самоактуализации, проявления потенциальных способностей.
Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности. Коррекционно-педагогическая помощь охватывает познавательную, эмоционально-волевую, двигательную сферы, оптимизируются социальные связи и отношения. Ребенок получает необходимую медицинскую помощь, включается в разнообразную деятельность, отслеживается успешность его обучения и налаживание межличностных связей.
Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения должна быть направлена на предотвращение ситуации школьной дезадаптации ученика с особенностями психофизического развития, что включает:
формирование адекватных установок, отношений между участниками образовательного процесса, субъектом которого является и ребенок с особенностями психофизического развития;
формирование необходимых умений продуктивного взаимодействия у всех его участников в различных сферах школьной жизни – как у самого ребенка с особенностями психофизического развития, так и у педагогов, коллективов учащихся и их родителей;
повышение компетентности педагогических работников (учителей, воспитателей, педагогов социальных и иных) учреждения образования при осуществлении педагогической деятельности с учащимися, имеющими нарушения психофизического развития;
создание необходимой предметно-пространственной среды в учреждении образования для обеспечения учебной деятельности ребенка с особенностями психофизического развития;
воспроизведение системы социальных связей в активной деятельности с целью усвоения ребенком социального опыта, способов, моделей правильного социального поведения и иное.
Специалисты группы психолого-педагогического сопровождения, их функции.
Процесс сопровождения включает не только ребенка, но и значимых взрослых, так как анализируется и моделируется коррекционно-образовательное пространство и реальная ситуация обучения ребенка в условиях интеграции. Сопровождение при этом охватывает образовательный процесс, индивидуальное развитие в системе его взаимоотношений с самим собой, ближайшим окружением и социумом в широком значении слова. Иными словами, в систему сопровождения вовлекаются ребенок, его родители, педагоги, психологи, социальные педагоги, медики и другие специалисты.
- Представитель администрации - заместитель директора по начальным классам. Функция: организация системы психолого-педагогического сопровождения ученика.
- Учитель – дефектолог. Функция: Создание адекватных условий обучения и воспитания.
- Классный руководитель класса (интегрированного). Функция: Создание условий для успешной адаптации ученика в классном коллективе.
- Педагог-психолог. Функция: Психологическая коррекция и развитие особенностей личности и эмоционально-волевой сферы.
- Социальный педагог. Функции: Обеспечение социальной поддержки семьи и организация участия в социально значимой деятельности.
Модель психолого-педагогического сопровождения отражает основные его этапы. Первым этапом является мотивационным. Его цель – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения, мотивация предстоящей деятельности, при этом подчеркивается, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки.
Второй этап - ориентировочный. Он включает определение смысла и содержания предстоящей работы, выработку общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения. Оно включает выявление причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм ее реализации; выбор способов организации этого процесса с учетом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения. Значимым является мнение родителей о проблемах ребенка и ожидаемых результатах. Специалисты знакомят в общих чертах с тем, как будет оказываться помощь. Подчеркивается, что коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий.
После определения общих целей и задач разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. С этого начинается содержательно-операционный этап. И психолог, и учитель-дефектолог не работают изолированно, обособленно. Как уже подчеркивалось, сопровождение – это целостный системный процесс. Для этого проводится работа с детьми, учителями, родителями в целях их взаимодействия.
При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитывается запрос родителей, учителей, потребности ребенка, выявленные в процессе диагностического обследования.
Оценочный этап завершает процесс психолого-педагогического сопровождения. Он включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов служит основой для последующей работы.
- Особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с опфр на уровне дошкольного образования.
- Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании следующих документов:
- Подготовка дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания включает:
- Особенности организации интегрированного обучения и воспитания детей с опфр на уровне школьного образования.
- Взаимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с опфр зрения в условиях интегрированного обучения и воспитания.