19. Содержание образования и принципы его формирования.
Содержание образования - система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.
Содержание образования заключается в обеспечении передачи и усвоения подрастающим поколениям опыта старших поколений, содержания социальной культуры с целью его развития. Этот опыт охватывает: знание о природе, общество, технику и способы мышления; опыт осуществления известных способов деятельности, что воплощаются вместе со знаниями в умениях и навыках личности, которая усвоила этот опыт; опыт творческой, поисковой деятельности относительно решения новых проблем, которые встают перед обществом, нуждаются в самостоятельном превращении ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных; опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к близлежащему миру, другим людям.
Содержание образования должно:
отвечать социальному заказу общества (заданием всестороннего развития человека),
обеспечивать высокую научную и практическую значимость учебного материала. Он должен учитывать реальные возможности процесса обучения (закономерности, принципы, методы, организационные формы, уровень общего развития школьников, состояние учебно-методической и материальной базы школы),
обеспечивать социально детерминированное единство в конструировании и реализации содержания образования с позиции учебных предметов, которые изучаются в школе.
Содержание образования определяется следующими нормативными документами:
государственным образовательным стандартом,
базисным учебным планом образовательного учреждения, учебными программами,
учебниками и учебными пособиями.
Система образования:
Дошкольное образование. Ясли, детский сад.
Общее образование. Школа, гимназия, лицей.
Дополнительное образование. Музыкальные, художественные школы.
Среднее профессиональное образование. Училище, техникум, колледж.
Высшее профессиональное образование. Высшие учебные заведения.
Принципы формирования содержания образования:
Автономность образования. Возможность самостоятельно разрабатывать базисный учебный план.
Адаптивность образования. Приспособление системы образования к уровням и особенностям развития учащихся.
Демократизация образования. Ликвидация монополий государства на образование и переход к общественно государственной системе.
Единство культурного и образовательного пространства. Обеспечение связи государственной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами.
20 Методы воспитания - это способы воздействия воспитателей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни с целью привития качеств нового человека, строителя коммунистического общества. Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности
До последнего времени методы воспитания подразделялись на две основные группы:
-методы формирования общественного поведения и организации деятельности школьников — приучение и упражнения, пример, игра,соревнование; -методы формирования сознания — беседы, диспуты, лекции, обсуждения материалов прессы, литературных произведений, кинофильмов. Взгляды и убеждения формируются не только с помощью слова воспитателя, но и в процессе разнообразной деятельности. Поэтому в воспитательном процессе методы формирования сознания и организации деятельности выступают в единстве.
Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности ребенка.
Методы формирования сознания личности
1. обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков;
2. воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
3. образование - также трактуется в 2-х смыслах. В узком смысле образование = результат (среднее образование, высшее и т.п.). В широком смысле образование - предполагает большую самоустремленность личности, ее самодеятельность, направленную на то, чтобы образовать себя, сформировать свой человеческий образ.
.
21Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками
Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.
Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение. На самом же деле необходимо развитие как логической, так и механической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы учащиеся запоминали лишь основные понятия, фундаментальные, ключевые, а имея навыки рассудочной деятельности, они смогут самостоятельно обосновать новые понятия, объяснить факты и т. п.
Приведем пример. В четвертом классе учащимся был задан вопрос: «Чему равна длина окружности земного шара?» Никто никогда им ни о чем подобном не говорил. «Лес» рук и соответствующие ответы: миллион километров, сто миллионов, миллиард километров и т. п. Назывались самые большие числа, известные учащимся. Но один дал конкретный ответ: 11 000 км. На вопрос, почему он так считает, он ответил, что когда-то учительница говорила, что протяженность нашей страны составляет 2200 км, он представил глобус и решил, что эта длина может уложиться пять раз, поэтому 2200 км он умножил на б. Ответ совершенно неверный, но он ценен своими логическими рассуждениями для учащегося данного возраста.
- 7. Психологические особенности подростка
- 9. Педагогическая система я.А. Коменского
- 12. Экологическое воспитание учащихся: задачи, содержание, методы и средства.
- 14Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю информационный век?
- 15Понятие и сущность процесса воспитания
- 17 Основные положения педагогики а.С. Макаренко
- 19. Содержание образования и принципы его формирования.
- 22. Методы воспитания. Методы организации деятельности и поведения учащихся.
- 23. Пути реализации принципа доступности в обучении.
- 24. Задачи, содержание и формы эстетического воспитания учащихся
- 25. Реализация принципа наглядности в обучении. Виды наглядности. Роль наглядности в эффективном проведении урока.