Четвертый этап.
На четвертом этапе учитель
намечает исполнительский план песни (первый куплет поют мальчики, второй – девочки, третий – все вместе. Или запев дети поют по очереди, а припев вместе. Можно выбрать солистов, которым поручить спеть всю песню, а дети оценят их исполнение и т.д.)
работает с детьми над характером и настроением песни.
предлагает детям исполнить песню как на концерте.
На этом же этапе идет работа над драматизацией песни. Дети, исполняя песню, выполняют музыкально-ритмические движения. После разучивания песни детям предлагается
подобрать дома стихотворение к песне,
нарисовать рисунки,
придумать музыкально-ритмические движения,
изобразить песню в граф-блок схеме.
Хровое пение как вид искусства
Хоровое пение, как любой другой вид искусства, имеет свои особенности. Правильнее всего начать характеристику хорового пения с выявления признаков, присущих музыкальному искусству вообще, так как хоровое пение является одной из разновидностей музыкального искусства. Другими словами, хоровое пение, как и любая музыка, способно передавать самые разнообразные оттенки эмоционально-психологического состояния человека, его переживания, настроения, чувства. По существу ни один из других видов искусства не может отображать динамику переживаний с той правдивостью и полнотой, как это делает музыка. Динамика чувств, скрытая в музыкальном произведении и переданная комплексом определенных музыкально-выразительных средств, становится для исполнителя объектом глубокого анализа. Раскрыть музыкальный образ вокального сочинения— важная творческая задача руководителя. А это выполнимо лишь при условии осмысленного и вместе с тем живого, эмоционального отношения поющих к исполняемому произведению. Следовательно, необходимо развивать у самодеятельных певцов эмоциональное восприятие музыки, образное мышление, навыки выразительного пения. Только тогда вся работа и собственно исполнение станут подлинным творчеством.
Отличительной чертой искусства хорового пения является органическое сочетание музыки и слова. Не что иное, как слово — носитель смыслового начала,'—помогает глубже проникнуть в содержание хорового произведения.
Давно подмечена аналогия между музыкой и речью. «Сходство-музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Речь — основное средство общения людей между собой. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас сторона речи — ее интонация — служит в основном для выражения эмоций, то есть чувств, настроений, страстей {тогда как смысловая, логическая роль интонации — подчиненная). Вот почему какая-либо фраза, произнесенная монотонно, без всяких интонационных оттенков, сохранит в большинстве случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И наоборот: слушая речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по интонациям ощутим, какие чувства владеют говорящим». Музыка черпает из речевой интонации способность выражения эмоций, но передает их в более обогащенном и развитом виде. «Языком души» называл музыку русский композитор и критик А. Н. Серов.
Но еще большие возможности приобретает музыка тогда, когда соединяется со словом. Текст делает более конкретными и определенными мысли-, выраженные в музыке; она же, в свою очередь, своей образной и эмоциональной стороной усиливает воздействие слов. Особенно это относится к сюжетным хоровым сочинениям, 'К боевым историко-патриотическим песням, частушкам.
чем ярче индивидуальность исполнителя (руководителя), тем убедительнее может быть интерпретация, тем сильнее воздействие на слушателя.
Результат исполнения зависит от ряда объективных и субъективных причин, среди которых основной следует считать техническую подготовленность участников хора, их умение эмоционально передать заложенный в произведении художественный образ, настроение.
Исполнительская техника в искусстве играет огромную роль, она является одной из самых специфических особенностей творчества исполнителя. Вместе с тем техника — лишь средство исполнения, ее определяют художественные задачи, которые диктуются, с одной стороны, содержанием конкретного исполняемого произ-
ведения (узколокальные задачи), и с другой — общей направленностью художественной деятельности коллектива (задачи в более широком смысле).
Горячо отстаивал Б. Асафьев мысль о том, что хоровые занятия в школе – это актуальное направление всей учебно - воспитательной работы школьного коллектива: «Лучше совсем изъять хоровое дело из школ, чем смотреть на него полуснисходительно. Музыка требует при занятиях ею серьезной и настойчивой дисциплины. При малейшем «кое - как» она мстит расхлябанностью и неустойчивостью исполнения. Революционный быт – и вдруг рядом с ним, т. е. даже в нем самом, приблизительно интонируемые песни и еле - еле сритмованное пение!» в принципе, мысли здравые и методически направленные. И потому пропустить опору автора на «революционный быт»…
хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:
в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направит;
участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогать осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умении с пользой для себя и для хора;
хоровая деятельность, активная и социально - ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально - воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;
в хоровом, коллективном пении можно с большей степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;
в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора, самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.
Итак, хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах – продолжение хоровой работы, проводимой на уроках.