logo
Лекции по дошкольной педагогике

Содержание предшкольного образования ориентировано на формирование у ребенка:

Обязательным компонентом остается забота о физическом развитии ребенка, сохранение и восстановлении его здоровья.

Актуальная для родителей проблема готовности ребенка к школе решается не на привычном уровне (умение писать, считать, читать, логически мыслить), а на уровне развития комплекса социальных, интеллектуальных, личностных, физических качеств. Специальные же умения в этом возрасте должны являться лишь средством для решения ребенком практических задач.

Совершенствование содержания предшкольного образования включает:

Программы предшкольной подготовки:

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (от 17.06.2003) включает:

Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как

воспитание нравственного человека;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Перспективы развития системы дошкольного образования

Совершенствование системы дошкольного образования продолжается в следующих направлениях:

Перспективы развития системы дошкольного образования определены приоритетами государственной образовательной политики и направлены на решение двух основополагающих задач:

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы отмечается, что актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство. В связи с этим в программе определены приоритетные задачи, направленные на модернизацию общего и дошкольного образования как института социального развития.

В качестве еще одной из нерешенных проблем остается задача развития кадрового потенциала системы образования. На решение этой проблемы направлены задачи создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.