Этапы и проявления социально-психологической и физиологической адаптации
Вид адаптации | Этапы адаптации | Основные проблемы в поведении и деятельности ребенка |
Социально-психологическая адаптация | 1-я группа – 1–2 месяца (56% первоклассников) | Трудности выполнения правил поведения, сложности в контактах со сверстниками и с педагогом, неадекватная оценка ситуации, трудности организации учебной деятельности, снижение учебной мотивации, повышенная тревожность |
2-я группа – 3–4 месяца (30%) | ||
3-я группа – не адаптируются (14%) | ||
Физиологическая адаптация | Этап 1 – "физиологическая буря" – 2–3 недели | Низкий уровень работоспособности, неустойчивость работоспособности, высокое функциональное напряжение, повышенная утомляемость, сложность концентрации внимания, низкий произвольный контроль деятельности, сложности в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т. п.), обострение хронических заболеваний, снижение сопротивляемости организма, появление неврозоподобных расстройств |
Этап 2 – неустойчивое приспособление – 2–3 недели | ||
Этап 3 – относительно устойчивое приспособление (адаптация) – 1–2 недели |
Эти проблемы у некоторых детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у других могут проявиться позже, а у части детей – на самом сложном этапе – в середине третьей четверти (в феврале).
Следующим этапом нарастающего утомления и сниженной работоспособности является конец второй четверти – примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие серьезных школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными. Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно спит. Все это свидетельствует о нарушении нервно-психического здоровья детей.
Еще один непростой период в течение первого учебного года – середина третьей четверти. В это время также обостряются все школьные трудности. Не случайно в феврале для первоклассников организуются дополнительные каникулы. В этот период учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный материал, а "остановиться и оглянуться", увидеть те пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период.
Итак, мы убеждаемся, что весь первый год обучения фактически проходит под эгидой адаптации, это год сложный и напряженный для каждого ребенка. Для тех же, у кого есть школьные проблемы, он труден вдвойне.
наверх
- Особенности социально-психологической адаптации детей к школе
- Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя
- Важность отсутствия отметок в период адаптации детей к школе
- Отношение учителей к "непослушанию" детей в период адаптации
- Особенности физиологической адаптации детей к школе
- Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе
- Этапы и проявления социально-психологической и физиологической адаптации
- Причины и проявления дезадаптации первоклассников