Роль коллектива учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта. Однако эту общую с массовой школой роль детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида по вполне понятным причинам осуществляет в своеобразной форме.
Организация жизни учеников специальной коррекционной школы VIII вида на коллективных началах, их вовлечение в коллектив являются важным средством коррекции высших психических функций детей-олигофренов. В массовой школе дети с нарушением интеллекта, общаясь со своими сверстниками или даже с детьми более младшего возраста, попадают, как правило, в подчиненное положение. Они не обнаруживают самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им (предлагают товарищи. Поэтому поступление ребенка с нарушением интеллекта в специальную коррекционную школу VIII вида является исключительным событием.
Здесь ученик «оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и занять определенное место»1.
Организуя совместную деятельность детей (в игре, учебе, труде, быту), учитель пробуждает у них потребность в общении и, формируя эту потребность, тем самым влияет на дальнейшее развитие поведения детей, воспитывая его коллективистическую направленность. Под воздействием педагога уже на первых этапах обучения у ребенка возникают глубокие связи с товарищами. Он вступает в определенные отношения с ними «в рамках исполнения самых необходимых требований по поддержанию порядка и простейшей взаимопомощи: становиться и ходить в паре с соседом; взять тетрадку у соседа и передать ее дежурному, когда тот собирает тетради; не драться на переменах; не мешать соседям во время уроков и т. д.»2.
Учитывая индивидуальные особенности ученика, педагог постепенно включает его в коллектив. Учителя проводят специальную работу по формированию товарищеских отношений между детьми, побуждают их к взаимопомощи, учат заботиться о товарище. Учителя устраивают общие игры, беседы, читают и разъясняют рассказы на тему о дружбе и т. п. Под влиянием всей этой работы у детей развивается общительность, преодолевается замкнутость и стеснительность, формируется благожелательное отношение друг к другу.
Дети постепенно втягиваются в общественную работу. Сначала им дают отдельные поручения, затем они получают постоянные общественные нагрузки. Так у ребенка появляется стремление занять определенное место в коллективе. Постепенно наиболее активные ребята начинают помогать учителю воздействовать на других учеников, требуя от них соблюдения дисциплины и правил поведения в обществе. Вырабатывается общественное мнение класса, которое имеет большое дисциплинирующее и воспитывающее значение. В дальнейшем ребенок приучается предъявлять требования не только к другим, но и к себе. Растет его активность и самостоятельность, преодолевается беспомощность и неуверенность, обогащаются общественный опыт и общественные представления.
Исключительно важную роль здесь играют органы ученического самоуправления и пионерская организация. Расширяющиеся под влиянием коллективных отношений связи ученика с окружающей действительностью, растущая у него потребность в общении способствуют развитию мышления и речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевых качеств, личности в целом. Общение, таким образом, становится источником формирования многих ценных качеств ребенка. Многие понятия и нормы нравственности, ранее недоступные пониманию ученика специальной коррекционной школы VIII вида, начинают им усваиваться и осознаваться благодаря участию в коллективе. Дети под руководством учителя упражняются в практическом выполнении этих норм, накапливают соответствующий опыт нравственных отношений и поведения. На основе этого опыта учитель проводит разъяснение указанных правил и норм, добиваясь тем самым осознанного к ним отношения детей.
Характеризуя роль коллектива в усвоении учеником специальной коррекционной школы VIII вида норм поведения, Г. М. Дульнев совершенно правильно пишет:
«Для того чтобы ребенок сознательно усвоил нормы поведения, необходимо пройти через этап аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, ибо неоднократное одобрение коллектива закрепляет нужные, правильные поступки; наоборот, резко отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к другим поступкам ученика затормаживает их, делает невозможным закрепление их в привычку. В процессе появления аффективно-эмоциональных обобщений ребенку становятся доступнее, понятнее и те правила и нормы поведения, общения в коллективе, которые ему сообщает учитель, воспитатель. Причем, если нормальный ребенок рано или поздно может прийти к словесно-логическим обобщениям норм своего поведения почти самостоятельно, то умственно отсталому ребенку в этом надо помочь, т. е. вовремя сообщить эти обобщения, правила. В дальнейшем эти правила могут стать для ребенка с нарушением интеллекта регулирующими факторами его поведения. Однако главным остается то, насколько ученик практически научен выполнять эти правила в период организации его общения с коллективом детей и с коллективом взрослых»1.
Дефектологической наукой и практикой давно уже доказаны необходимость и возможность создания коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида. Его благотворное влияние на учащихся подтверждается многочисленными фактами, и это само по себе является убедительным подтверждением необходимости и жизненности детского коллектива. Но, кроме этого, основанием для существования коллектива является необходимость выработки у детей-олигофренов потребности в общении, их способности к коллективным переживаниям, к образованию коллективных отношений и связей, к солидарным и организованным действиям.
Наконец, в самом устройстве и содержании жизни специальной коррекционной школы VIII вида (небольшое количество учащихся, сочетание школы и интерната, наличие базы для трудовой и производственной деятельности) содержатся предпосылки и возможности для создания коллектива. Но для того чтобы эти возможности были реализованы, для того чтобы детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида выполнил свою коррекционно-воспитательную задачу, необходимо учитывать присущие ему специфические особенности.
- Лекция IX.
- Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта
- Лекция X. Особенности деятельности детей с нарушением интеллекта общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта
- Лекция XI. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной коррекционной школы VIII вида эмоции и чувства
- Лекция XII. Развитие личности ребенка с нарушением интеллекта формирование характера ребенка с нарушением интеллекта
- Лекция XIII. Формирование личности ребенка с нарушением интеллекта
- Лекция XIV. Основы нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта
- Лекция XV. Своеобразие нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта
- Лекция XVI.
- Роль коллектива учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Лекция XVII.
- Лекция XX.
- Лекция XXI. Трудовое воспитание детей с нарушением интеллекта школьников
- Лекция XXII.
- Пути осуществления эстетического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида
- Лекция XXIII. Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта
- Задачи физического воспитания