logo
patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov

2.2. Особенности реализации патриотического воспитания младших школьников

Под технологией воспитания нами подразумевается совокупность педагогических установок, которые определяют выбор методов, форм, комбинаций приемов и средств воспитания.

К основным технологиям патриотического воспитания младших школьников мы отнесли следующие:

образно-эмоциональная;

образно-ситуативная;

образно-событийная;

образно-императивная;

образно-ценностная;

образно-креативная.

При проектировании композиции технологических линий патриотического воспитания педагогу следует определить ключевое событие (кульминацию), определяющее проблему (коллизию,противоречие, антагонизм, кризис, перелом) в формировании опыта служения Отечеству как стержня, вокруг коророго будут выстраиваться все воспитательные ситуации. Это может быть ситуация любого типа, но в ней эмоциональные переживания воспитанника должны быть максимальными. Остальные ситуации конструируются как менее сильные по своему воздействию.

Важным условием является то, что вся композиция воспитательных практик должна быть ориентирована на какую-либо одну доминирующую ценность, отражающую смыслообразие служения Отечеству.

Композиция технологических линий предполагает чередование периодов интенсивной смыслотворческой деятельности с периодами созерцания, которые позволяют воспитаннику отрефлексировать свои переживания и результаты собственной деятельности.

Под технологической линией мы понимаем последовательность развёртывания во времени механизма реализации процесса патриотического воспитания с учётом особенностей учащихся, включающей в себя: цели, задачи, субъектные и субъект-объектные отношения, содержание, формы, методы, средства, методы диагностики результатов.

Данные теоретические и научные достижения использованы при составлении государственной программы патриотического воспитания граждан России на 2011-2015 годы.

Что касается школьных программ патриотического воспитания младших школьников, то их существует множество. В основном это авторские программы, созданные в соответствии с государственной программой патриотического воспитания.

Следует отметить, что совершенствование патриотического воспитания

учащихся должно охватывать все сферы образовательно-воспитательного пространства:

а) цели, которые должны быть адекватны структуре готовности к защите Родины, соответствовать возрастным (сензитивным) периодам развития личности;

б) содержание, в котором должны быть четко выделены понятия, категории, мировоззрение, идеи, общечеловеческие ценности (любовь к Родине, защита Отечества, верность гражданскому и воинскому долгу и др.), раскрытие значения которых будет способствовать формированию знаний и убеждений в необходимости служения Отечеству, органически связанных с ценностным «полем» личности;

в) методы, эффективность которых в осуществлении патриотического

воспитания возрастает при условии их соотношения с духовным миром

школьника, его потребностями, интересами, ценностными ориентациями;

г) формы организации учебно-воспитательного процесса, среди которых важную роль играют ситуации групповой работы, моделирующие элементы патриотической деятельности, стимулирующие глубокие переживания школьниками их сопричастности к проблемам защиты Отечества, личной ответственности за безопасность нашей Родины, сохранение мира;

д) теоретическую и методическую подготовку учителя к осуществлению патриотического воспитания.

Таким образом, патриотическое воспитание должно опираться на

глубокое изучение духовной жизни молодых людей, определение «опорных

точек» их внутреннего мира (жизненных планов, потребностей, интересов), анализ сложившегося опыта, их ценностных ориентаций, отбор информации

патриотического характера, проблем, задач, органически связанных с ценностным «полем» личности, выявление группы эмоционально-ценностных стимулов (оценки, чувства, идеалы, убеждения, эмоционально- значимые дела, эпизоды в жизни личности и др.) и адекватных этим ценностям форм поведения.

Конкретизируя задачи патриотического воспитания, вытекающие из структуры понятия «патриотизм» и задач воспитания вообще, мы выделяем: воспитание патриотических чувств; формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера; формирование на этой основе гражданской позиции.

Решая задачи по воспитанию патриотизма и, как следствие, - гражданственности у учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения, учитель должен исходить из соблюдения следующих условий:

1. Учитывать и использовать естественную реакцию учащихся на происходящие события. Большая часть изучаемого в школе материала, независимо от выбранной учителем программы, позволяет акцентировать внимание на формировании патриотических качеств. Этим в какой-то мере снимается необходимость на каждом уроке демонстрировать яркие события, позволяющие, по мнению учителя, концентрированно решать поставленные задачи воспитания. Кроме того, чрезмерная подчеркнутость значения чего-либо способна вызвать реакцию отторжения информации, а естественный ход событий и естественная реакция на них учащихся может дать нужный эффект, что и должен учитывать учитель при конструировании урока (темы) и всей воспитательной работы в процессе обучения.

2. Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Очень важно для учителя ответственно подходить к освещению прошлого и настоящего и его критики, анализировать и делать соответствующие выводы. Учить этому учащихся, стимулируя их к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечение прогрессивного развития страны.

3. Важное условие формирования любого качества у человека - активное его самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явлений жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому учащемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повысят результативность процесса воспитания, улучшат взаимопонимание между учителем и учащимися.

4. Для улучшения взаимопонимания учителю необходимо быть предельно честным в освещении фактов прошлого и настоящего, не сгущать краски, а уважение к истории Родине сделать ведущим принципом своей педагогической работы.

5. Одним из главных условий является формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с патриотическими качествами личности.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Во-первых, многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством

Во-вторых, многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Для этого необходимо, чтобы в личностном плане принципы, мотивы деятельности и поведения учащихся приобретали форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет важнейшую задачу воспитания.

В-третьих, конкретизируя задачи патриотического воспитания, вытекающие из структуры понятия «патриотизм» и задач воспитания вообще, мы выделяем: воспитание патриотических чувств; формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера; формирование на этой основе гражданской позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по внедрению новых стандартов качества и доступности образования — при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в интеграции феномена патриотизма с реалиями современного образования и направленных на социальное будущее современного поколения молодых граждан России.

Воспитывать патриотизм - значит дать свободу жизненным проявлениям индивида для его собственного целесообразного развития через придание определенную социальную направленность развитию личности молодого человека, наладить связь между социальными ценностями предшествующих поколений, как основы её патриотической жизненной позиции, сделать эти проявления субъектными в отношении человека к коллективу, обществу и государству.

Сегодня теория и практика патриотического воспитания подрастающего поколения находится на переломном этапе развития, но все более очевидны в этом процессе недостаточность традиционных представлений о задачах и функциях патриотической работы, а также формализм, проявляющийся прежде всего в увлечении парадными оборонно-массовыми мероприятиями и др. Следует отметить, что совершенствование патриотического воспитания учащихся должно охватывать все сферы образовательно-воспитательного пространства:

а) цели, которые должны быть адекватны структуре готовности к защите Родины, соответствовать возрастным (сензитивным) периодам развития личности;

б) содержание, в котором должны быть четко выделены понятия, категории, мировоззрение, идеи, общечеловеческие ценности (любовь к Родине, защита Отечества, верность гражданскому и воинскому долгу и др.), раскрытие значения которых будет способствовать формированию знаний и убеждений в необходимости служения Отечеству, органически связанных с ценностным «полем» личности;

в) методы, эффективность которых в осуществлении патриотического воспитания возрастает при условии их соотношения с духовным миром школьника, его потребностями, интересами, ценностными ориентациями;

г) формы организации учебно-воспитательного процесса, среди которых важную роль играют ситуации групповой работы, моделирующие элементы патриотической деятельности, стимулирующие глубокие переживания школьниками их сопричастности к проблемам защиты Отечества, личной ответственности за безопасность нашей Родины, сохранение мира;

д) теоретическую и методическую подготовку учителя к осуществлению патриотического воспитания.

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно прояв­ляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескоры­стное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Патриотические чувства закладываются в процес­се жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно при­выкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чув­ства любви и привязанности к своей культуре и свое­му народу, к своей земле, воспринимаемым в каче­стве родной, естественной и привычной среды обита­ния человека. Это патриотическое воспитание в ши­роком смысле слова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бузский М.П. Патриотизм как форма субъектной реализации общества.// Традиции патриотизма в истории и культуре России: Материалы научно-практической конференций, 2003 – 2005 гг. – Волгоград: Панорама, 2008.

  2. Венгер А.А., Мухина В.С. Психология. М., 2006.

  3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. – М., 2008.

  4. Воспитание школьников: Научно – методический журнал. 2007, № 6.

  5. 17 Воспитательная работа в школе: Научно – методический журнал. 2008, № 7.

  6. 18 Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. – Волгоград, 1998.

  7. 19 Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе. – Волгоград, 2008.

  8. 19 Голубева Г.А. Взаимосвязь морального и правового сознания: проблема гражданственности / Философские науки. – 2007. - №17.

  9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

  10. Гребенькова Н.В. Формирование гражданской активности младших школьников через традиции народной педагогики. – Ст. Оскол, 2006

  11. Детская психология: Учеб. пособие /Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн.: Университетское, 2009.

  12. Дмитриева С.И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор общественного прогресса. Одесса, 2010.

  13. Ивашкина Н.А. Народные традиции патриотического воспитания подрастающего поколения//Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции 6 апреля 2006 г. М.: МПГУ, 2006.

  14. Ивашкина Н.А., Пушанина С.В. Гражданином быть обязан: методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей. – Пенза: ПГТА, 2008.

  15. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - №7.

  16. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: система работы, конспекты занятий, разработки сценариев праздников. - Пенза: ПГТА, 2008.

  17. Исаков А. Руссский патриотизм сегодня. – 2006.

  18. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий.//Социс, №8, 2006

  19. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи – будущее России. М.: «Фонд Андрея Первозванного», 2007

  20. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008.

  21. Немов Р.С. Психология: Учебник; В 2 кн. Кн. 2: Психология образования. М., 2008.

  22. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 2006

  23. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерациина 2011–2015 годы».

  24. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2008

  25. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: Дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2009.

  26. Придня О.А. Особенности становления начальных форм ответственности в условиях образовательной среды. Научная статья. - Славянск – на - Кубани: СГПИ, 2010.

  27. Серебрянников В.В. О патриотизме как объекте науки // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба Ассоциации «Мегапир». – М.: Книга и бизнес, 2008.

  28. Соловьев В.С. Оправдание добра: Соч.: В 2 т. - М., 1988

  29. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности //Классный руководитель.-2002,-№2.

  30.  Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1986.