logo
Киютина Т

Заключение

Здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Необходимо выделить две оздоровительно – развивающие линии рекомендованные в учебно-воспитательном процессе современной школы - это развивающие формы оздоровительной работы, приобщение детей к физической культуре. Исходя из представлений о ребенке, как целостном организме, посреднике и преобразователе значимых для него природно- и социально-экологических связей. Образовательно-оздоровительный эффект усматривается нами в воспитании у ребенка способностей регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности, которая носит творческий характер. Целью успешной работы педагога можно назвать успешность создания медико-психологических, социально-педагогических условий, формирование гигиенической культуры ребенка в рамках школьной программы, предполагающих решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья ребенка, совершенствование его душевного развития и защитных свойств, улучшение органической и умственной работоспособности.

2. Воспитание у детей личной физической культуры, вооружение первоначальными знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие потребности в физическом совершенствовании, воспитании чувства заботы о своем здоровье и привычки к здоровому образу жизни.

3. Обеспечение душевного и психологического благополучия, комфортного состояния, связанного с двигательной деятельностью, расширение возможностей ребенка в освоении окружающего мира. Учебно-воспитательный процесс строится на основе психодиагностики, психопрофилактики и коррекции [31, 53].

Задачами гигиенического воспитания младших школьников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего “Я”, возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек. Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений [39, 229].

Формы работы варьируются: проводятся викторины, экскурсии на природу, приобщаются к работе родители, большое внимание уделяется индивидуальным интересам детей. Одним из основных компонентов гигиенического образования является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, опирающегося на опыт самопознания. В ходе занятия дети приобретают основы медицинских знаний. Происходит тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними “жильцами” - органами. Формирование умений и навыков в закаливании своего организма, способности противостоять заболеваниям [41, 43].

Основная задача здоровьесберегающей педагогики – такой режим труда и отдыха школьников, при котором у детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего периода занятий. Решить эту задачу невозможно без правильной организации условий внешней среды, ибо на здоровье, а как следствие и на работоспособность школьников большое влияние оказывает гигиеническое состояние учебных помещений. Микроклиматические параметры кабинетов и мастерских должны обеспечивать адекватность терморегуляции в организме, газовый состав воздуха – нормальную оксигенацию тканей, освещенность – оптимальное функционирование зрительной системы [34, 173].

Оптимальные условия воздушной среды – важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности [43, 77].

В процессе работы с детьми младшего школьного возраста необходимо соблюдать некоторые правила и рекомендации ведущих педагогов в области гигиенического воспитания:

1. рекомендуется проводить воспитание в рамках школьной программы, в соответствии с заложенными в нее методики развития и закрепления гигиенических навыков,

2. рекомендуется в рамках гигиенического воспитания использовать методику личного примера.

3. рекомендуется проводить мероприятия посвященные гигиеническому воспитанию, такие как открытые уроки, уроки-беседы, внеклассные мероприятия

Таким образом используя весь комплекс мер разработанных и рекомендованных программой валеологии, есть реальная возможность решить весь пласт проблем связанных с гигиеническим воспитанием. Решение этих немаловажных проблем есть залог воспитания здорового гражданина, ученика, ребенка.