2.2.Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.
Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.
Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника (11 девочка и 13 мальчика), Опрос проводился индивидуально.
Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).
Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», , «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Несмотря на то что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.
Таблица №1
Понятия | Объяснили | Не объяснили | ||||||||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | |||||||||
Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | |||||
1. Счастье | 9 | 67,7 | 10 | 72 | 1 | 32,3 | 3 | 27,9 | ||||
2. Свобода | 4 | 77,4 | 7 | 86 | 7 | 22,6 | 4 | 13,95 | ||||
3. Мудрость | 9 | 35,5 | 9 | 58,1 | 2 | 64,5 | 4 | 41,9 | ||||
4.Мужество | 11 | 54,8 | 10 | 53,5 | 1 | 45,2 | 3 | 46,5 | ||||
5.Умеренность | 10 | 32,3 | 5 | 11,6 | 5 | 67,7 | 4 | 88,4 | ||||
6.cправедливость | 10 | 61,3 | 8 | 65,1 | 2 | 38,7 | 2 | 34,9 | ||||
7 Дружба | 10 | 96,8 | 11 | 95,3 | 1 | 3,2 | 2 | 4,7 | ||||
8. Добро | 11 | 93,5 | 13 | 79,1 | 0 | 6,5 | 0 | 20,9 | ||||
9. Зло | 11 | 90,3 | 10 | 88,4 | 1 | 9,7 | 3 | 11,6 | ||||
10. Милосердие | 5 | 22,6 | 4 | 37,2 | 8 | 77,4 | 8 | 62,8 | ||||
11. Долг | 1 | 67,7 | 3 | 76,7 | 10 | 32,3 | 10 | 23,3 | ||||
12. Вина | 5 | 48,4 | 13 | 69,8 | 6 | 51,6 | 0 | 30,2 |
- Содержание
- Глава 1. Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
- Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
- Введение
- Глава 1.Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
- 1.1. Сущность и природа нравственности
- 1.2.Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.
- Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников
- 2.1 Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
- 2.2.Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников
- 2.3. Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе
- 2.4.Анализ и обсуждение результатов
- Заключение
- Список использованной литературы