Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм; символизм, акмеизм, футуризм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:
Типологическая общность и национальное своеобразие русской и других национальных литератур.
Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
Художественный перевод.
Русскоязычные национальные литературы народов России.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
Творческое чтение художественных текстов.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов и фрагментов прозаических текстов.
Выразительное чтение.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и с историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:
Историко-сопоставительный анализ произведений русской и родной литератур, выявление типологически общих черт и национального своеобразия в произведениях писателей русской и родной литературы.
Выявление и анализ связей русских писателей с писателями-представителями родной литературы.
Сравнение оригинального русского художественного текста с его профессиональным переводом на родной язык и обоснование соответствия перевода оригиналу.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен
знать
содержание художественных произведений, обязательных для изучения;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов (по выбору);
основные факты жизни и творчества писателей-классиков, творческую историю изучаемых произведений;
закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; основные черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания и с современностью; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
анализировать художественное произведение, его проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительных средства языка, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
выявлять авторскую позицию, давать самостоятельную интерпретацию изученного произведения; характеризовать особенности стиля писателя;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты);
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге или дискуссии;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения,
писать сочинения на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;
использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе художественной литературы;
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученики должны уметь:
сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие, обусловленное образно-эстетической системой родной литературы и структурными особенностями родного языка.
сравнивать русский оригинал с его профессиональным переводом на родной язык, отмечая соответствие перевода тексту оригинала, выявляя его художественное своеобразие.
определять в русскоязычном произведении родного писателя национальную специфику на уровне темы, жанра, художественной образности.
Примечания
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
2 Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.
3 Жирным курсивом выделены позиции, имеющие отношение только к школе с родным (нерусским) языком обучения.
- Изучение литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- М.Ю. Лермонтов
- Русская литература хх века
- Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
- В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
- Русская литература XX века
- В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
- 4 Стихотворения по выбору.
- 1 Произведение по выбору.
- 3 Произведения по выбору.
- Русская литература XX века
- Литература народов россии
- Зарубежная литература
- Основные теоретико-литературные понятия