logo
Ответы на ВвПД

Вопрос 26

Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда педагога. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. Мастерство приходит с годами, либо, как утверждают злые языки, не приходит совсем. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать воспитательно-образовательные задачи, а если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность преподавателя предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их.  Становится ясным, что современный учитель-профессионал должен отличаться "лица необщим выраженьем". Достичь же этого результата сегодня крайне непросто. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели, спецификация организуемого воспитательно-образовательного пространства выдвигают на передний план приоритет индивидуализации профессиональной деятельности преподавателя. Идея состязательности как бы уходит на второй план, но вовсе не исчезает. Просто парадигма "инновационности" профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Профессиональный путь учителя-инноватора не всегда триумфален. Горечь временных поражений – неизменный спутник ищущего педагога-практика. Извлечь из этого достойные уроки – значит стать мастером своего дела, педагогом-профессионалом. Высокий класс мастерства учителя, а именно так, в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно-эмпирической, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.