logo
планирование / отредактированные программы / 2003 / начальная школа

1.4.3. Гимнастика с элементами акробатики

Гимнастические упражнения являются одной из основных час­тей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздо­ровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал 1—4 классов входят простейшие виды построений и перестрое­ний, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнооб­разными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упраж­нения и упражнения на гимнастических снарядах (табл. 3).

Большое значение имеют общеразвивающие упражнения без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разно­образные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащи­еся получают представление о разнообразном мире движений, который особенно на первых порах является для них новым и необычным. Именно новизна и необычность являются теми признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, со­действующим развитию разнообразных координационных спо­собностей. Количество общеразвивающих упражнений фактичес­ки безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных к более сложным. В урок следует включать от 3—4 до 7—8 таких упражнений. Затрачивая на каж­дом занятии примерно 3—6 мин на общеразвивающие упражне­ния без предметов, уже через несколько месяцев регулярных за­нятий можно значительно улучшить у учащихся начальной шко­лы кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т. е. адекват­ному и точному), а также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению общеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать новые общеразвивающие уп­ражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет не­интересно ученикам.

Одним из важнейших средств всестороннего развития коор­динационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование), стимули­рования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и больши­ми мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное коли­чество. Преподаватель должен помнить, что упражнения с пред­метами должны содержать элементы новизны. Если для этой це­ли применяются знакомые упражнения, их следует выполнять при изменении отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых) или всей формы привычного двигательного действия. Среди упражнений с предметами наи­большее внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.

Большое значение в физическом воспитании младших школьников имеют также акробатические и танцевальные упраж­нения. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональ­ностью, возможностью разносторонне влиять на организм, ми­нимальной потребностью в специальном оборудовании.

Выполняя программный материал по построению и перест­роению, желательно чаще проводить их в игровой форме. Осо­бое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и ко­нечностей.