2.1 Задачи и возможности психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Специальное обучение, направленное на общее развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что, хотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и в свою очередь затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем доказано, что мышление олигофрена несомненно развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.
Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей в школе и вне ее. Действительно, мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л.С.Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рассматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают.
В плане перспективы особенно важна зона ближайшего развития, которая определяется заданиями, с которыми ребенок не может справиться сам, но может сделать это с помощью взрослого. Определение зоны ближайшего развития необходимо потому, что она дает возможность судить, какие задачи будут доступны ребенку в недалеком будущем, т.е. какого продвижения от него можно ожидать. У умственно отсталых дошкольников зона актуального развития весьма ограничена. Дети мало что умеют и знают. Что касается зоны ближайшего развития, то она значительно уже, более ограничена, чем у нормально развивающихся детей. Однако она существует, и это дает основание утверждать, что дети со сниженным интеллектом способны к продвижению. Это продвижение невелико, но при определенных условиях оно может иметь место. Основная задача дефектолога состоит в том, чтобы способствовать реализации зоны ближайшего развития каждого ребенка.
- Тема 1.Клинико – психологическая характеристика умственной отсталости.
- 1.2 Наследственно обусловленные формы умственной отсталости Болезнь Дауна
- Галактоземия и фруктоземия Популяционная частота неизвестна. Соотношение полов – м1 : ж1.
- 1.3 Экзогенно-обусловленные формы умственной отсталости.
- 1.4 Умственная отсталость смешанной этиологии.
- Тема 2. Систематика умственной отсталости.
- Легкая умственная отсталость
- Умеренная умственная отсталость
- Тяжелая умственная отсталость
- Глубокая умственная отсталость
- Тема 3.Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
- 2.1 Задачи и возможности психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
- 2.2 Принципы организации коррекционного обучения умственно отсталых детей.
- 2.3 Методы активизации умственного развития умственно отсталых детей.