logo
вопрос 31-40

36. Особенности организации проблемного обучения.

Проблемное обучение. Его характерные особенности и при­чины возникновения уже обсуждались. ПбО отличает органи­зация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная пробле­ма, которая вводится в момент возникновения проблемной си­туации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») уча­щийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряже­нии знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточ­но для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Третий этап («открытый») направ­лен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения» («Я знаю, как сделать!»). Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных ре­зультатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематиза­ции и обобщения добытых знаний, умений.

Преимущества ПбО хорошо известны: самостоятельное до­бывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познава­тельной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.