logo
bilety

1Пл, ее соотношение с общим яз-нием и др. Науч. Дисциплинами

Термин «ПЛ» многозначен. У нас и за рубежом — разные интерпретации.У них: в 30-40-х гг. прежде всего преподавание ин. яз., методика преподавания, особенности описания Гр-ки для учеб. целей. У нас: с 50-х гг в связи с разработкой копм. технологий и появлением систем автом. обработки инфо.Поэтому у нас ПЛ = комп. Л., вычисл. Л., автом. Л, инженер. Л…. Звегинцев: «под Пл чаще всего понимают все виды автом. обработки реч. инфо — маш. распознавание устной речи, маш. перевод, автом. кодированиеНо ПЛ не замыкается в пределах данной проблематики». Широкое понимание ПЛ — приложение науч. знаний об устройстве и ф-ии яз. во внелингв. науч. дисциплинах и различных сферах чкой деят-ти, а также теор. осмысление этой деят-ти.

Объект: яз. в его естеств. состоянии, анализ типич. хар-к яз. до их исп-ния в коммун-ции. Вскрытие специфики естеств. общения.Предмет исслед-ния: конструкт. познание системных принципов устр-ва яз., разработка и совершенствование структ. и форм. методов анализа и описания яз.ПЛ и общее яз-ние.Изначально ПЛ реализ-ла идеи и теории ОЯ. Классич. лингв. исслед-ния занимаются описанием и изучением яз. на уровне прямого наблюдения. Прим: воспроизв. и восприятие речи. ПЛ занимается предельной детализацией яз. на уровнетрудно наблюдаемых, порой ненаблюдаемых лингв. объектов. Прим: уровни синтаскиса, морфемы…1). Эмпирич. разделы Л: семантика, диалектология… Это — накопление и первичная обработка яз. и реч. фактов.2) Теорет. Л. Обобщает и осмысливает все эти факты, создает теор. концепции яз. и текстообразования.3) ПЛ. Проверка на практике (методом моделирования) состоятельности гипотез ОЯ. Нужна объяснительная сторона — как фун-ет яз.? Только тогда м. создать модель яз. Связь ПЛ с др. науками.

Осн. часть ? Пл — из теорет. яз-ния. Методология логики и матем-ки, философия яз. — для полного абстрагирования от действ-ти, чтобы создать целостную модель. Физиология, логопедия (проблема афазий), эскперим. психология, акустика, информатика, кибернетика, системы иск. интеллекта (ИИ).

С фун-ной т. зр. ПЛ м. б. определена как науч. дисциплина, в крой изучаются и разрабатываются способы оптимизации функ-ния яз. Ф-ции яз. (коммуник., когнит., информационная, эпистемическая — как способ хранения и передачи знаний, социальная…) задают точки отсчета для клас-ции огромной области приложения лингв. знаний.

Компоненты ПЛ:

теория и практика перевода (+ маш. перевод), 2) т. и практика преподавания (род/нерод. яз) — лингводидактика, 3) т. и практика ИПС, 4) т. кодирования, 5) социоЛ, 6) орфография и орфоэпия, 7) т. воздействия, т. аргументации, 8) полит. Л, 9) лексикография (в том ч. автоматическая), 10) терминология, терминография, 11) полевая Л (иссл-ние яз. малых народностей), 12) комп. Л (моделирование отд. аспектов яз.), 13) лингв. криминология, 14) психолингв-ка, 15) квантитат. Л

Осн. иссл-ские задачи ПЛ

- Создание лингвопроцессоров — системы автом. анализа и синтеза речи и текста на естеств. яз. Его компоненты: морф., семант., синт. анализаторы.

- Маш. перевод. ОЭ-ние плана выражение поср-вом планов содержания на разн. яз, в идеале — без участия чка. Модели: «текст - текст», «текст – смысл - текст», «текст – действ-ть – смысл - текст».

- Прикл. лексикология и маш. лексикография. Автом. составление словарей для разработки автом. ИПС, маш. перевода. Частотные словари, словоуказатели, конкордансы, термин. базы данных, маш. словари, энциклопедии.

- Системы автом. анализа и синтеза речи. Направлены на разработку естест-языкового интерфейса. Распознавание речи требует привлечения всех уровней организации яз.

- АОС. Повышения кач-ва и эффект-ти обучения. Направлены на самост. обучение.

В целом прикл. аспекты лингв. обеспечения разнообразных сфер чкой деятельности сводятся пре­жде всего к одной общей проблеме — проблеме обработки ин­фо, фун-щей в обществе. Это и текстовая ин­фо в ее письм. виде, и устная речь как наиболее привычный способ коммуникации. Особая роль яз-ния в решении практ. проблем и потребностей общества опре­деляется самой сущностью естеств. чкого языка, являющегося уник. средством хранения и передачи ин­фо.

Акт. практ. проблемы и потребности обще­ства— это внедрение в производство станков и приборов, управ­ляемых голосом оператора, систем автом. поиска, и обработки инфо на разных яз., совершенствова­ние организации связи (телефонной, радиосвязи и др.), исполь­зование фонет. данных при лечении нарушений речи и слуха.

Названные проблемы включают в себя ряд новых направ­лений ПЛ, связанных с автом. обработкой текста (речи), с шир. исп-нием ЭВМ, та­ких, как лингв. обеспечение инфо си­стем разных типов; маш. перевод; компьютеризация обу­чения; разработка систем, понимающих естественный язык (лингвистические задачи в системах искусственного интеллек­та) ; разработка систем использования информации, содержа­щейся в звуковом речевом сигнале.

ПЛ возникла в результате острой по­требности знать, что такое язык в действии, в коммуникации, поскольку теор. Л изучала преимуществен­но язык в его состоянии, в системе. При этом она долго чуж­далась и сторонилась своего родства с научно-технической и деловой прозой. Не было описаний, моделей, ориентированных на собственно прикл. задачи. Наконец, в 70-х годах XX в. ученые пришли к выводу, что решение многих прикл. про­блем не может быть чисто лингв-ким, а лежит на совсем иных путях, на путях моделирования поведения и мышления человека, семантики, синтеза формальных и семантических средств языка. Так появилась одна из важнейших межотрасле­вых фундаментальных проблем прикладной направленности — проблема моделирования знаний.

Моделирование знаний в последнее время оказалось сфе­рой приложений самых разных наук: логики, лингвистики, ма­тематики, психологии, кибернетики. Причина такого всеобщего интереса к этой проблеме одна — создание автом. систем ИИ. В то же время знания нам даны в языке и через язык. Знания существуют как в текстах спонтанной речи (монолог, диалог, реплики в раз­ных ситуациях), так и в письменных текстах (памятники древ­ней письменности, художественная литература, научная и тех­ническая литература). Через язык мы передаем свои знания от поколения к поколению. Язык, таким образом, выступает и как форма хранения знаний, и как средство и способ их пере­дачи. В науке и технике, по-видимому, вообще нет знаний вне текстов, а моделирование семантики научно-технических тек­стов — это моделирование системы знаний этой отрасли. Так постепенно проблема моделирования знаний сомкнулась с про­блемой моделирования смысла текста. И здесь центральным является вопрос о создании семантических представлений тек­ста.

Семантика пронизывает все уровни языка и тем самым не представляет собой отдельного уровня. В семантике постоянно сказывается влияние, с одной стороны, методов собственно лин­гв-ких, а с другой — методов лог. семантики, тео­рии классификаций.

При моделировании лекс. семантики в структ. Л возникли теории сем. поля, компонент­ного анализа, тезаурусного описания лексики. В синт. семантике было разработано большое число концепций се­м. структуры предложения.

Ядром совр. ПЛ является структ. и матем. Л во всем многооб­разии их методов и достижений.

Осн. предмет структ. и матем. Л. — разработка и совершенствование структ. и фор­м. методов анализа и описания языка. В наши дни мно­гие, хотя и не все, приемы и достижения структ. Л. стали уже достоянием общего яз-ния.

В целом, во всей своей совокупности целей, направлений, методов и подходов, ПЛ — это прежде все­го комплексная дисциплина, постоянно соприкасающаяся с фи­лософией, психологией, физиологией, математикой, логикой, со­циологией, информатикой.

2Методы ПЛРазнообразие методов ПЛ сопоставимо с разнообразием конкр. областей приложения знаний о яз. Прим: квнтит Л. опирается на метод. инструментарий статистики, комп Л — методы программирования и представления знаний, теория воздействия — на представление о значимом варьировании яз. стр-р. Разнообр-зие методов х орошо видно при сравнении методов описательной, теор. и ПЛ.

1.Перед описательной Л стоит задача описания фактов языка различных уровней. На первом плане стоит метод классификации, то есть выявления той сетки параметров, кото­рая позволяет охватить все релевантные (в теории) свойства яз. стр-р.

2.Теор. Л формирует само представление о ре­левантности в концепт. моделях языка. Концепт. модели фун-ния языка не просто описывают, а объясняют наблюдае­мые факты, предсказывая, например, условия их появления. Моделирование в теор. Л. в своих существенных чертах соотв-ет идее моделирования в естественнонаучной сфере.

Метод моделирования исп-ся в тех случаях, когда непоср. изучение объекта моделирования в том или ином отношении затруд­нено — например, объект разрушается при непосредственном контакте или сам контакт затруднен. В этом случае объект моделирования пред­стает перед исс-лем как своеобр. «черный ящик». Прим: мышление человека и язык во всех его проявлениях. Тем самым для создания модели чего-либо надо знать, как ведет себя объект моделирования в тех или иных условиях. Прим: создание модели синтаксиса ест. языка опирается на факты возм-ти/невозм-ти осуществления тех или иных синт. трансформаций.

Ограничения метода моделирования: Апресян: «модели­ровать можно только те свойства объекта, которые не определяются его физической природой». Иными словами, успешно моделируются только те хар-ки, которые связаны со структ. организацией объек­та.

В теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:

ПЛ также использует и метод классификации и метод моделирования. Однако поскольку задачи ПЛ сосредоточены в области оптимизации функций языка, а оптимизация определяется конкр. задачей, то в приложениях яз-ния исп-ся познавательная установка, известная под несколько ироническим названием «Фокус-покус» (более уважительно можно было бы сказать «Инженерный подход»). Эта установка в качестве основной ценности выдвигает не познание того, «как все обстоит на самом деле», а реше­ние конкретной задачи, в частном случае — удовлетворение требований «заказчика», преследующего свои собственные цели, часто очень далекие от канонов собственно лингв. иссл-ний. Это, впрочем, не означает, что рез-ты прикл. исследований не представля­ют никакой ценности для теории языка.

Таким образом, важн. св-вом методов ПЛ является оптимизация — описание (модель) проблемной области, при котором эта область сохраняет в результирующем представлении только те сущ. св-ва, крые необходимы для данной практ. задачи.

Пример: категория времени.

Описательная Л — описание грам. кат. времени (выделение граммем, морф. способов выражения граммем, сочетаемость граммем кат. времени с граммемами дру­гих гр. кат.), классификация лексики со зн-ем временных отношений, классификация синт. конструкций.

Теоретическая Л (в рамках уровневой модели языка) - семантика временных отношений —> способы выражения на синт. уровне; —» способы выражения на лекс. уровне; —>• способы выражения на морф. уровне.

Прикл. описание будет выглядеть совершенно по-другому:

составление техн. задания (определяется заказчиком);

анализ проблемной области (сколько типов временных отношений представлено в проблемной области и каковы форм. способы выражения темпоральных отношений в данном подъяз.);

формирование метаяз., способов описания пробл. области, совместимых с другими привлекаемыми метаяз.;

применение метаяз. —> результирующее представление (модель) пробл. области;

проверка результирующего представления (объяснительная и пред­сказывающая сила модели; компьютерная реализация или экспери­мент).

Прикл. модели в целом ориентированы на конкр. подъяз., а не на весь яз. в целом; они требуют большей степени формализации; исп-ют знания о языке выборочно; прикл. модели не делают различий между собственно лингв. и экстралин­гв. аспектами семантики яз. выражений; в большей степени огрубляют моделируемый объект, чем теор. модели, не налагают никаких сущностных ограничений на инструмент моделирования.

Др. методы.

теоретико-множ-ный. Гл. эл-т — лингв. матрица. (Изображение на плосткости соотношения каких-л. множ. объектов.) Прим: склонения и падежи.

Основания для представления в форм. виде — категории дистрибуции (синтагм.) и оппозиции (парадигм.)

оппозиц. метод. Отношения м/у мн-вами. 2 типа оппозиции: 1) привативные (м/у наличием или отсутствием какого-л эл-та). Прим: 2 фонемы с разной долготой не м. нах-ся в одной позиции. 2) градуальные (разная степень выраж-ти одного признака) Прим: гласные выс/низкого подъема.

дистрибут. метод. Дистрибуция — совок-ть окружений, в крых данная яз. ед.встречается в речи. Дистриб. стр-ра — это клас-ция яз. ед., посл-но устанавливаемая на основе их размещения относ-но др. др. в потоке речи. Типы дистрибуции: 1) дополнит.: члены не перес-ся, находятся в своем окружении. Прим: аллофоны.2) контрастная. Прим: аллофоны разных фонем так-ток, 3) эквивалентная: дистр-ция свободного варьирования. Прим: одно и то же слово, произнесенное в Москве и в Сибири, 4) частичной эквив-ции. Прим: Бог, но г не везде оглушается до х.

функтивный метод. Рассм-ся ч/з кат. функтора — яз. ср-во транспозиции одного мн-ва яз. ед. в др. мн-во ед. того же яз.. Фун-ция — это св-во, или зн-ие функтора. Прим: сообщать + морф. функтор –ение = сообщение. 3 типа функторов: яз. ед. (морфема, слово, Сч), синтагма (Миним. модель синт. построения), операция (Последовательное применение операций). Прим: приглашение отца — 2 смысла.

Методы совр. ПЛ по Степанову: м. познания, м. изложения, м. моделирования, алгебраический (м. мн-ств), репрезентативный (семиот. м.) — отношение м/у скрытой стороной знака и наблюдаемой стороной. Прим: предл. и его структ. схема.