logo
с РДА

Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоционального развития (синдромом раннего детского аутизма)

1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

2. Методы и приемы коррекционной помощи аутичному ребенку

3. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с РДА

По мнению специалистов, в большинстве случаев аутичных детей можно подготовить к обучению по общеобразовательной программе и дальнейшей полноценной социализации. Но для этого требуется коррекционная работа с раннего возраста. Пока же в коррекционной педагогике система помощи аутичным детям в полной мере не разработана. А при запущенности 95% аутичных детей обречены на инвалидность. По этому поводу была проведена конференция с председателем Общества помощи аутичным детям «Добро», кандидатом биологических наук Сергеем Алексеевичем Морозовым. На вопрос - сколько сегодня в России аутичных детей Он ответил: «Официальной статистики в России нет. Есть данные профессора В.М. Башиной из Центра психического здоровья РАМН -25-26 случаев на 10 тысяч детей. Но это данные по обращению, а реальное количество, видимо, больше. На Западе на 10 тысяч новорожденных выявляют примерно 40-45 случаев аутизма. Много это или мало? Больше, чем глухих и слепых детей вместе взятых, чем детишек с синдромом Дауна, с онкологическими заболеваниями, с сахарным диабетом. При таких цифрах нет специализированных структур, занимающихся этой проблемой! Вернее, отдельные структуры есть, но работают они стихийно, ни государство, ни Российская академия образования фактически не регулируют их деятельность.

Сколько нужно России специальных учебных заведений для аутичных детей? С.А. Морозов задумался: «Просто взять и назвать цифру? Думаю, что тот, кто это сделает, много на себя возьмет. Аутизм – полиморфное (многообразное) нарушение. У одних детей интеллект высок, у других, наоборот низок. Кто-то уже в 2-3 года пользуется развернутыми предложениями, а у кого-то и в 10 лет нет речи (а у некоторых и до конца жизни). Очевидно, что к таким разным детям нужны разные подходы. Начинать надо не с создания школ, а с создания центров, которые будут одновременно и коррекционными учреждениями интеграционной направленности. Такие учреждения есть в Северной Каролине и в очень многих странах. Они ориентированы не на постоянные занятия с максимально возможным количеством детей с аутизмом, а на подготовку специалистов, на обучение родителей приемам и методам воспитания их ребенка. Наверное, и для нас на первом этапе это было бы оптимально.

Если хорошенько задуматься и вправду очень много зависит от тех людей которые находятся рядом с такими детьми. Но эту проблему должны решать не только близкие этим детям люди, но и все кто может хоть в какой-то мере помочь этим детям. Реализация прав детей с особыми потребностями в сфере образования, профессиональной подготовке, социально-педагогическом обслуживании, а их семей – права на получение психологической поддержки, социальной помощи должна быть неотъемлемой частью новой социальной экономической политики страны.