logo
Психология дошкольного возраста / ПСИХОЛОГИЯ / нар

Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом

В дошкольном возрасте по отношению к детям с нарушениями слуха решаются задачи их развития, воспитания и обучения.

Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе кор­рекции имеющихся недостатков.

Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха направлена на преодоление социальной не­достаточности, социализацию ребенка, которую Л. С. Выготский рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию. Ребен­ку с нарушенным слухом, как и слышащему, поскольку основные закономерности их развития те же, следует обеспечить целостность психического развития, становление базиса личностной культу­ры, что означает возможность ориентировки ребенка в предметах, природе, общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

Реализация этой задачи предполагает социальное развитие де­тей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Это требует длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развития, приоб­щение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию от­клонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта ра­бота составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреж­дениях и представлена в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструиро­вание, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, разви­тие слухового восприятия и обучение произношению, формирова­ние элементарных математических представлений, музыкальное вос­питание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности они обеспечивают решение общеразвивающих задач.

Содержание этих разделов не только обогащает развитие детей с нарушенным слухом, приближая его к развитию нормально слы­шащих дошкольников, но и представляет собой базу для коррек­ционной работы, так как каждый из разделов содержит коррекци­онные задачи.

Направленность обучения на преодоление специфических не­достатков, обусловленных снижением слуха, делает особо важной постановку коррекционной задачи. В соответствии с положением J1. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребен­ка с дефектом рано возникшая глухота или тугоухость обуславлива­ют отклонения вторичного порядка, которые прежде всего выража­ются в нарушениях речи и общения. Отклонения в речевом разви­тии и связанные с ними нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие развития восприятия, мышления и всей по­знавательной деятельности, а также личностного развития. Вся сис­тема работы дошкольного учреждения направлена в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений — развитие речи и общения. Поэтому формирование речи как средства общения является одной из ведущих задач в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях. Важными компонентами этой системы является развитие слухового восприятия и обучение произноше­нию детей со сниженным слухом. Эта работа проводится на специ­альных занятиях, а также включается во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению, развития слухового восприятия, в дошкольных учреждениях решаются и дру­гие коррекционные задачи, например, связанные с наличием осо­бенностей в развитии познавательной деятельности и т.д.

Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со сни­женным слухом и его готовность к школьному обучению. Таким образом, воспитание и обучение глухого или слабослышащего ре­бенка в дошкольном образовательном учреждении направлено и на подготовку его к обучению в школе.

Воспитание и обучение дошкольников с нарушенным слухом строится на следующей системе дидактических принципов: науч­ность, систематичность воспитания и обучения, доступность, на­глядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе орга­низации процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха и реализуются в практике с учетом коррекционной направ­ленности этого процесса.

Помимо общедидактических принципов, выделяются специфи­ческие принципы, отражающие особенности развития дошколь­ников с недостатками слуха, содержание и методы работы с ними. Определение специфических принципов дошкольного воспитания также связано с разработкой теории и практики воспитания и обу­чения глухих и слабослышащих детей школьного возраста. Можно выделить следующие основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха:

Генетический принцип, основанный на учете последователь­ности возникновения и развития психических функций и новооб­разований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет учесть общие

  1. закономерности развития применительно к дошкольникам с нарушенным слухом, построить модель коррекционно-развива- ющего обучения, ориентированного на учет сензитивных перио­дов в развитии психических функций.

  2. Принцип развивающего обучения. В основу содержания воспита­ния и обучения положено требование ориентации на здоровые силы ребенка, обеспечение соответствующего возрасту уровня психичес­кого развития. Своеобразие спонтанного развития ребенка, невозмож­ность самостоятельно овладеть познанием некоторых сторон жиз­ни, недостаточное участие в этом процессе родителей могут приве­сти к тому, что уровень психического развития ребенка по мере его взросления будет отставать от возрастной нормы. Принцип развива­ющего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализацией развития, но и его обо­гащением (амплификацией). В дошкольном учреждении должны быть созданы условия, направленные на максимальную реализацию воз­можностей ребенка. Выявление индивидуальных возможностей плохо слышащего ребенка возможно только при активном участии педа­гогов, которые определяют, «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, «зону ближайшего развития».

  3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения является одним из ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает все компоненты воспитательно-образовательного процесса. Коррекци­онная направленность воспитания и обучения предполагает инди­видуально-дифференцированный подход, основанный на учете структуры и выраженности нарушений, выявлении потенциаль­ных возможностей ребенка. Своеобразие развития детей с недо­статками слуха, прежде всего нарушение речевого развития и свя­занного с ним общения, обуславливает необходимость проведе­ния систематической коррекционной работы.

В содержании обучения выделяются специфические разделы, не­сущие основную коррекционную нагрузку: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Задачи этих раз­делов работы связаны с преодолением наиболее тяжелых последст­вий отсутствия или нарушения слуха и направлены на формирова­ние различных форм речи (устной, письменной), развитие речевого и неречевого слуха, обучение произношению. Конечной целью этой работы является формирование речи как средства коммуникации, что создаст возможности полноценной социальной интеграции.

Каждое занятие в детском саду, независимо от его тематики и целей, включает в себя коррекционные задачи, направленные как на развитие речи детей в связи с данным видом деятельности, так и на преодоление отклонений в познавательной деятельности. Важ- п ым условием реализации данного принципа является раннее на­чало коррекционной работы.

  1. Деятельностный принцип. Психическое развитие дошкольни­ка осуществляется в деятельности. Через разные виды деятельнос­ти он познает окружающий мир, расширяя и углубляя способы ориентировки в нем, постигая социальную сферу жизни, опреде­ляя взаимоотношения с другими людьми. Развитие психики связа­но с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное раз­витие ребенка на данном этапе. Поэтому в содержании воспитания на разных этапах выделяются ведущие виды детской деятельнос­ти, определяется их развивающее и коррекционное значение, на­правленность на развитие универсальных человеческих способнос­тей. Процесс развития и воспитания ребенка раннего и дошколь­ного возраста связан с предметной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, элементарным трудом.

Работа по различным разделам программы воспитания и обуче­ния предполагает связь с деятельностью ребенка, ее использова­ние для решения общеразвивающих и коррекционных задач. Важ­ное значение имеет деятельностный принцип в процессе развития речи (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, JI. П. Носкова). В игре и дру­гих видах детской деятельности создаются оптимальные условия для овладения речевыми средствами и их использования в реаль­ных условиях коммуникации. В соответствии с деятельностным принципом речь также рассматривается как деятельность с прису­щей ей структурной организацией.

Использование детской деятельности в коррекционной работе формирует мотивацию овладения речевым материалом, способ­ствует развитию личностных качеств: инициативности, самостоя­тельности, ответственности, способности к творчеству.

  1. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию и обуче­нию. Группа глухих и слабослышащих дошкольников характеризу­ется большой разнородностью по состоянию слуха, речи, уровню интеллектуального развития. Дифференцированный принцип пред­полагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Прежде всего в соответствии с этим принципом проводится дифференцирован­ное воспитание глухих и слабослышащих. В воспитании и обучении детей этих двух категорий используются разные программы, в ко­торых определены дифференцированные требования по различ­ным разделам, прежде всего по развитию речи, развитию слухово­го восприятия и обучению произношению.

Дифференцированный подход реализуется и применительно к формам обучения: в составе группы для слабослышащих или глу­хих могут быть выделены две подгруппы детей с разным состоянием речи, что позволит в большей степени учитывать их возможно­сти и темпы речевого развития.

Уровень интеллектуального развития детей, наличие у некото­рых из них сложной структуры нарушений развития, когда поми­мо снижения слуха имеются и другие первичные нарушения (за­держка психического развития, умственная отсталость, наруше­ния поведения и др.), также делают целесообразным дифферен­цированный подход к их воспитанию. Эти дети могут быть выделе­ны в специальные группы и обучаться по вариативной программе. В случае невозможности организации такой группы, в составе обыч­ной группы для глухих или слабослышащих детей может быть вы­делена подгруппа детей, испытывающих значительные трудности в обучении.

  1. Принцип формирования речи как средства общения. В системе формирования речи глухих одним из важнейших является прин­цип обучения языку как средству речевого общения (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, JI. П. Носкова и др.). Этот принцип связан с не­обходимостью формирования у детей потребности в речевом об­щении, в овладении необходимыми для этого речевыми средства­ми, создании слухо-речевой среды, обеспечивающей возможнос­ти речевой практики в семье, в дошкольном учреждении. На прин­ципе коммуникативной направленности развития речи построен весь процесс коррекционно-воспитательной работы. С целью его реализации в обучении дошкольников с нарушенным слухом (осо­бенно глухих и слабослышащих, имеющих дополнительные откло­нения в развитии) используется дактильная речь, при которой каждой букве соответствует определенная конфигурация пальцев.

  2. Принцип развития слухового восприятия предполагает макси­мальное развитие остаточного слуха в процессе активного исполь­зования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и кол­лективного пользования. Развивающееся слуховое восприятие рас­ширяет сенсорную базу для восприятия звуков окружающего мира и ориентировки в них, для слухо-зрительного восприятия речи окружающих. Развивающееся слуховое восприятие становится ос­новой для овладения произносительной стороной устной речи, особенно ее ритмико-интонационной стороной.