logo
Диплом О

1.1. Сущность и структура монологической речи и монологического высказывания в психолого - педагогической литературе

Монологическая речь как вид вербального общения представляет собой сложное и многогранное явление. Эффективное развитие умений устной монологической речи требует ясного представления о её содержании на лингвистическом (языковом) уровне с учетом целей и задач рассматриваемого этапа обучения.

Отношение к определению монологической речи у психологов и лингвистов не однозначно. Так, по мнению Е.И.Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывание разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текста с одной стороны. С другой стороны, существует общение, то есть взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни  коллектива [25, с.23].

И.А.Зимняя считает, что монолог – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [12].

По мнению Р.К. Миньяр-Белоручева монологическая речь неситуативна. Она опирается не на ситуацию, а на внутренний план высказывания, на содержание, лежащее вне речевой ситуации. Монологическая речь развёрнута, она не может лишь указывать на объект, она должна его назвать или описать. Монологическую  речь необходимо конструировать из набора языковых средств, находящихся в распоряжении говорящего [21].

По определению Г.В.Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания [30, с.71]. Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Монологическая речь преимущественно контекстна, она, как правило, строится без учёта ситуаций экстралингвистческого характера. Иногда она может быть ситуативной, например, спонтанное высказывание - развёрнутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания - «микромонологи в диалоге» [29]. Монологическая речь может быть наглядно - ситуативной, если она сопровождается видеофонограммой.

Таким образом, монологическая речь - устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему — отличается от устной диалогической речи целым рядом особенностей. Однако вместе с тем она сохраняет ряд признаков, которые присущи всем формам устной речи.

По своей структуре монологическая речь приближается к письменной. Имеются специальные конструкции, характерные только для устной речи (повторы, перефразовки отдельных высказываний, вопросы, обращённые к аудитории).

В литературных энциклопедиях, в словарях и справочниках авторы синонимом монологической речи считают монолог. В нашей работе мы тоже используем эти понятия как тождественные.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспирова монолог, монологическая речь это вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении [14, c.217].

В психологическом словаре М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича монологическая речь отождествляется с понятием "единоречия", т.е. речью, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимой независимо от реплик других действующих лиц и определяющей известный момент в развитии действия [11, с.275].

Обучая в школе монологической форме речи как одному из видов устно-речевого общения, учителю важно знать, что, монолог - это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом, монолог состоит из ряда логически связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания, именно монолог учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание для того, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Под высказыванием понимается - единица речевого общения, обладающая смысловой целостностью, оформленная определенным актуальным членением в составе речевого акта. Высказывание может совпадать с предложением, но может быть и сообщением, не укладывающимися в схему простого предложения (слова-предложения, ответные реплики в диалогической речи). Иногда этот термин употребляется вместо термина «предложение». Но предложение как единица языка имеет формальную сторону, а как единица речи – содержательную. Высказывание - это  только содержательная сторона предложения. Сноски… Если Вы дословно даете определение, заключайте в кавычки.

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств, наиболее специфичными из них являются:

  1. Целенаправленность (после точки пишем с большой буквы и в конце предложения ставим точку, или цифру ставим со скобкой – 1) ), которая проявляется в решении определённой речевой задачи и желании изменить поведение собеседника в нужном направлении;

  2. логичность, сопровождающаяся последовательностью изложений мыслей, фактов, связанных внутренне за счёт смысла и содержания. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих, то есть в уточнении мыслей, дополнения к ней, её пояснении и  обосновании и т.п.

  3. структурность,  обеспечивающаяся специальными средствами языка, («сцепками»). Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для овладения монологическим высказыванием связи в сверхфразовом единстве объёмом до 5-7 фраз.  Здесь и  сконцентрирована трудность, так как  на начальной ступени обучения монологическое высказывание в количественном отношении составляет 5-6 предложений. ( авт. точка зрения).

  4. относительная завершённость в содержательном тематическом плане.

  5.  продуктивность, проявляющаяся в новокомбинировании речевых единиц, а не в их репродукции;

  6. непрерывность, выражающаяся в отсутствии ненужных пауз, осмысленной синтагматичности высказывания;

  7. самостоятельность, проявляющаяся в отказе от всяческих опор (вербальных, схематических и др.) – важнейшего качества высказывания;

  8. выразительность – наличие логических ударений, интонации,  использование невербальных средств общения: мимики, жестов, контакт глаз и т.п [4,c.43].

В структуре монологического высказывания выделяют:

1.Уровень предложения (фразы), где мысль называется, но не раскрывается.

2.Уровень сверхфразового единства, где мысль раскрывается.

3.Уровень развернутого текста, в который включаются сочетания коммуникативных типов речи.

4.Уровень свободной речи, где реализуется умение говорить в неподготовленной ситуации. [6,c.78]

Таким образом, под данным видом высказывания мы понимаем подготовленное высказывание индивидуального построения, представляющее собой смысловое и коммуникативное единство, оригинальное и выразительное по своему содержанию, форме и способу его предъявления, в котором отражены индивидуальный языковой и речевой феномен личности автора.

При обучении монологическому высказыванию следует иметь в виду различные типы монологических высказываний:

При этом у учащихся проявляются разные уровни сформированности речи. Такие как:

а) репродуктивный уровень, не предполагающий самостоятельности и творчества учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно дается извне;

б) репродуктивно-продуктивный уровень, предполагающий элемент творчества и самостоятельности, проявляющийся в варьироавнии языкового материала, использование его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения;

в) продуктивный уровень, характеризующий самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении, наличие оценки со стороны говорящего. [13,c.23]

Так как в данной работе речь идёт об умении создавать монологическое высказывание, необходимо уяснить, что следует понимать монологическим умением.

Навыки и умения говорения как речевую деятельность исследовали психологи, педагоги, лингвисты как, например, Зимняя А.А. [12], Леонтьев А.Н. [17], Пассов Е.И. [25] В статье Мильдруд Р.П. [21 c. 28] Сначала – инициалы, затем – фамилия… говориться о том, что речевой навык соответствует речевой операции, осуществляемой по определенным параметрам, включая полную автоматичность, бессознательность, устойчивость. Речевое умение характерно для речевого действия, которое также совершается по определённым параметрам, включая произвольность, сознательность.

Тогда применительно к монологическому высказыванию под навыком следует понимать способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно монологическое высказывание со всеми его признаками. Под монологическим умением следует понимать способность осознанно, произвольно, самостоятельно осуществлять монологическое высказывание со всеми присущими ему параметрами, то есть логично, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно - мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении.

К умениям, необходимым для создания высказываний относят:

- умение ориентироваться в ситуации общения;

- умение планировать содержание высказывания (осознавать его тему и основную мысль, намечать ход развития мысли и выделять последовательность микротем, примерное содержание каждой из них);

- умение реализовать намеченный план и соблюдать при этом нормы литературного языка; умение контролировать соответствие высказывания замыслу и ситуации общения.[33]

Определим те умения, которые являются темой нашего исследования – монологические высказывания. В методику формирования этого умения, входят умения необходимые для создания высказываний (устных и письменных), а именно умения ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать, о чем будет высказывание, кому оно адресуется при каких обстоятельствах и зачем создается: чтобы поделиться чем-либо, выразить свои чувства, сообщить или объяснить что-то, воздействовать на собеседника. Только ли это???? Это противоречит Вашим выводам в конце параграфа…Все эти умения отражаются в компонентах речевой или коммуникативной ситуации: где говорим? с кем? с какой целью?

Показателями сформированности монологических умений, служат количественные и качественные параметры речи. Количественными параметрами речи следует считать темп речи (паузы) и объем высказывания. Качественными показателями - соответствует ли высказывание теме и ситуации, присутствует ли логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность, синтаксис.

В данной работе речь идет о формировании у младших школьников умений создавать монологическое высказывание. Поэтому, кроме всех вышерассмотренных аспектов, учитель пользуется Программой начального общего образования по литературному чтению, где определены цели и задачи обучения. Результатом изучения предмета «Литературное чтенияе» является освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Подводя итог необходимо заметить, что монологическая речь - устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему. Под высказыванием понимается - единица речевого общения, обладающая смысловой целостностью, оформленная определенным актуальным членением в составе речевого акта. Монологическое высказывание - это высказывание индивидуального построения, представляющее собой смысловое и коммуникативное единство, оригинальное и выразительное по своему содержанию, форме и способу его предъявления, в котором отражены индивидуальный языковой и речевой феномен личности автора.

Для того, чтобы правильно строить монологические высказывания необходимо формировать монологические умения. К умениям, необходимым для создания монологического высказываний относят: умение ориентироваться в ситуации общения; умение планировать содержание высказывания (осознавать его тему и основную мысль, намечать ход развития мысли и выделять последовательность микротем, примерное содержание каждой из них); умение реализовать намеченный план и соблюдать при этом нормы литературного языка; умение контролировать соответствие высказывания замыслу и ситуации общения. Повторы убрать…

Четко определите различие между монологической речью и монологическим высказыванием…