logo
Лекция №2 Зарождение воспитания

Лекция № 2 Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

Содержание лекции ориентировано на:

знание понятий:

- генезис воспитания, «воспитание в жизни и для жизни», исторические формы воспитания; дома молодёжи; инициация;

- типы школ в государствах Древнего Востока: общинные, государственные, частные, светские и религиозные;

- Афинская, Спартанская, Римская системы воспитания;

представления:

- традиционные концепции происхождения воспитания (эволюционно-биологическая, психологическая и др.);

- место образования и воспитания в основных этапах человеческой истории периода первобытности, древнейших цивилизаций Востока, Греции и Рима.

- характер взаимодействия образования, воспитания с государством, политикой, хозяйством, культурой, религией;

- диалектика процесса исторического развития образования, воспитания, эволюция типов школьного образования и воспитания в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.;

- характерные особенности педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античного мира.

понимание:

- предпосылок и условий генезиса воспитания, его эволюции как целенаправленного процесса воздействия на личность;

- роли различных факторов (экономических, социальных, политических, культурных, географических, этнических и пр.) в развитии образования и воспитания в древнейших цивилизациях Востока; их влияния на формирование других историко-педагогических культур и педагогических моделей будущей западной цивилизации;

- сущности воспитания и образования в различные периоды историко-культурного, цивилизационного развития: первобытного строя, Античного мира;

- целостности и многообразия педагогических систем, общего и типичного в образовании и воспитании на примере древневосточных государств, Греции и Рима;

- связи образования и воспитания с религиозными и философскими учениями. .

План

1. Воспитание в первобытном обществе. Появление организованных форм воспитания.

2. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации.

3. Воспитательные системы Античного мира.

4. Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире.

1. Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и помогает представить и понять историческую сущность воспитания как важнейшей составляющей социокультурного развития человека и общества.

Исторически сложились различные концепции генезиса воспитания.

1. Эволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас): происхождение воспитательной деятельности людей первобытного общества объясняется присущей взрослым особям животного мира инстинктивной заботой о своём потомстве.

2. Психологическая теория (Пол Монро): происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В соответствии с его концепцией первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление» человека к среде (Педагогическая энциклопедия. – С. 590).

3. Социокультурная теория (современные исследователи Н.П. Дубинин, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов): происхождение воспитания человека обусловлено:

- наличием социальной формы движения материи,

-самого человека с необходимыми природными задатками и способностями,

- состоянием культуры, в которой зафиксирован общественный опыт,

- системой общественных отношений, включаясь в которые, дети становятся субъектами воспитательного воздействия.

Рассматривая категорию воспитания в широком социальном смысле, учёные отмечают объективный процесс воздействия на человека окружающей его среды (в данном случае – общества), что позволяет отождествлять связь воспитания с социализацией личности.

Воспитание в узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему необходимых качеств личности, взглядов, убеждений.

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физического типа.

На ранней стадии развития первобытнообщинного строя воспитание

• осуществлялось в процессе жизнедеятельности;

• было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;

• имело половозрастную дифференциацию;

• предполагало групповое, коллективное начало.

В период родовой и соседской общины смысл и содержание воспитания качественно изменяются. Для воспитания было характерно:

• зарождение семейного воспитания;

• сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых общинников);

• появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;

• связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;

• наличие организованных форм воспитания: совместные и раздельные для мальчиков и девочек игры и занятия, создание «домов молодежи» - прообразов первых школ; введение инициаций – процедуры посвящения во взрослые, сопровождающейся традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

Программа подготовки к инициации:

для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная, физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину;

для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

Воспитание в первобытном обществе прошло сложный путь: от примитивной подготовки подрастающих поколений, неотделимой от совместной жизни и деятельности детей и взрослых, до возникновения семейного воспитания и специально организованных форм воспитательного воздействия, в практике реализации которых складывалось обучение. Таким образом, динамика социального развития постепенно приводила к известной упорядоченности воспитания.