5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
Работа психологической службы в школе немыслима без формирующего педагогического воздействия на личность и коллектив. По итогам психодиагностики учитель в содружестве со школьным психологом может определить задачи по их дальнейшему формированию и психологической коррекции. Б.Ф. Ломов указывал, что использовать психологические знания напрямую, по принципу «короткого замыкания» не эффективно. Они должны послужить основой для создания таких условий жизнедеятельности, в рамках которых у человека будут формироваться необходимые (в соответствии с полученной психологической информацией) психологические качества. Для этого необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся.
Помимо этого, психокоррекционная работаосуществляется через индивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей (по обращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой частью работы по психологической коррекции является разработка задач, методов, критериев деятельности конкретной школы по управлению развитием и формированием личности школьника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы процесс психодиагностики, прогнозирования и управления развитием личности носил непрерывный характер, был целостным и завершенным. Для этого необходимо иметь эталоны для развития личности и коллектива как ориентиры для целенаправленного воздействия.
Одна их важнейших функций психологической службы в школе - просветительная, без нее информация, получаемая педагогами и родителями в ходе консультирования и по итогам диагностики, останется лишь фрагментарной, не позволяющей ориентироваться в полной мере в проблемах воспитания и обучения. Без специальных лекций, семинаров и тренингов нельзя сориентировать этих заинтересованных людей в том, чем и как им может помочь школьный психолог. Знания о закономерностях психической деятельности человека, основах психогигиены, научной организации труда, самовоспитания необходимо рассматривать как важнейшее звено в формировании мировоззрения учащихся. Для того чтобы воспитывать себя, надо знать себя. Главные цели психологического просвещения учащихся: пробудить интерес к собственной личности и личности другого человека, помочь стать психологом для самого себя.
- И.Н. Логвинов, с.В. Сарычев. 10 избранных лекций
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя
- 2. Структура педагогической деятельности
- 3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- Лекция 3. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе План
- 1.Основы деятельности психологической службы в школе
- 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3.Программа изучения личности школьника
- 4.Программа изучения коллектива школьного класса
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- Лекция 4. Психология воспитания личности школьника
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- 4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности
- Лекция 5. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл
- Деятельность, направленность личности и ее формирование
- Развитие нравственной сферы личности
- 2.Социально-психологические аспекты воспитания Общение как фактор воспитания
- Роль коллектива в воспитании учащихся
- Семья как социально-психологический фактор воспитания
- Воспитание и формирование социальных установок личности
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4.Показатели и критерии воспитанности школьников