Методика работы с юридическими документами
Слово документ является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. В области юриспруденции мы очень часто сталкиваемся с различными документами, имеющими весьма важное значение. В методике права существуют различные подходы к вопросу об использовании в правовом обучении документов. Сторонники практико-ориентированного подхода считают, что изучение права должно основываться именно на практической работе школьников с различными документами, в том числе источниками права. По их мнению, учеников необходимо знакомить и с особенностями юридической техники (хотя такая дидактическая единица в обязательном минимуме знаний школьников не представлена), ведь в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться1. Другие же считают, что работа с документами не должна подменять все многообразие методов и приемов обучения праву, ведь мы не готовим профессиональных юристов в системе общего образования, а даем лишь основы представлений о праве вообще. При работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, форми-руется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. На учебных занятиях по праву целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов: — источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление правительства, локальные правовые акты); — правоприменительные акты (приговор суда по конкретному делу, обвинительное заключение и проч.); — индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда и проч.); — заявления (исковые, о приеме на работу и проч.).
Некоторые методисты считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов)1. Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.
Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма. У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться. Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания. Методисты выделяют такие этапы работы с документом:
1. Учитель дает образец разбора документа.
2. Ученики анализируют документ под руководством учителя.
3. Работают под руководством учителя и самостоятельно.
4. Самостоятельно изучают документ в классе и дома.
Ученики могут самостоятельно сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д. Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике. На уроках юридический документ может использоваться и учителем права, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми они должны выделить: реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и проч. Изучая отдельные нормы права отраслевого законодательства, целесообразно использовать в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его часть, которая соотносится с темой разговора и предложить школьникам выполнить на основе ее анализа задания. При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам. На уроках права необходимо отработать с учениками навыки конспектирования — так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста.
- Методика обучения праву как педагогическая наука Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
- Основные концепции правового образования
- Современный урок по праву
- Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву
- 3.Сущность контроля знаний учащихся и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся по праву
- Тестовая система проверки, учета и оценки знаний, учащихся по праву.
- Игровые технологии в системе правового образования.
- Понятие и основные показатели инновационного правового обучения. Типология, критерии инновационного обучения.
- Интерактивные технологии правового обучения.
- Информационные технологии в правовом обучении
- Понятие методов обучения. Классификация методов обучения праву. Психолого-педагогические основы выбора методов обучения.
- Сущность и цели внеклассной (воспитательной) работы по праву.
- Сущность самостоятельной работы по праву. Виды и формы самостоятельной работы учащихся по праву.
- Работа с правовыми понятиями на уроках права.
- Методика работы с юридическими документами
- Роль учителя в правовом обучении. Учитель права современной школы
- 15. Сущность и основные подходы к классификации межпредметных связей.