Коллектив как малая высокоразвитая группа. Этапы формирования коллектива.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеств), т. е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных взаимодействий педагогов, которые определяют многие его особенности (число членов, виды и характер деятельности и т. д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельно развивающиеся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив - социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что «срабатывает» по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это явление: две или несколько параллельных учебных групп постепенно индивидуализируются, приобретают «свое лицо». В результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги обычно указывают, что атмосферу в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления.
Очень важно педагогу представлять структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы подобрать индивидуальный подход к каждому члену коллектива и влиять на формирование и развитие коллектива. Коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На I этапе - организационном - группа учащихся не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из учащихся различных взглядов, различного отношения к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2—3 наиболее значимых и принципиальных требования к деятельности учащихся, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований. На этом этапе руководитель должен изучить каждого члена группы, что позволит выделить тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. Таким образом, первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
II этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный актив коллектива, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов групп. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель на этом этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные отношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы является важнейшей задачей педагога, направленной на развитие организаторских способностей актива и устранения негативных явлений: тщеславия, зазнайства, «командирского тона» в поведении.
На IIIэтапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Конечно, далеко не всякий коллектив достигает этого уровня развития. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высоконравственного, сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного тона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
- Деятельность
- Понятие деятельности. Специфика человеческой деятельности.
- Основные характеристики и структура человеческой деятельности.
- Виды и развитие человеческой деятельности
- 1. Понятие деятельности. Специфика человеческой деятельности.
- 2. Основные характеристики и структура человеческой деятельности.
- 3. Виды и развитие человеческой деятельности
- Педагогическое общение
- Общение и его виды.
- 2. Педагогическое общение и его характеристики.
- Средства общения учителя с учащимися. Культура речи учителя.
- Факторы эффективности и стили педагогического общения
- Характеристика стилей общения учителей
- Психология групп
- Коллектив как малая высокоразвитая группа. Этапы формирования коллектива.
- Коллективистские отношения.
- Виды взаимоотношений в группе.
- 5. Методы изучения межличностных отношений в коллективе
- 6. Конфликтные ситуации и конфликты. Классификация конфликтов в группе, способы их разрешения.
- Исходы и способы разрешения конфликтов
- 7. Социально-психологический климат