Выводы
Вопросы эстетического воспитания личности обсуждались мыслителями на протяжении многих веков. Философов волновал предмет науки эстетики, необходимость привития эстетических взглядов, качества эстетически развитого человека. Педагоги оценивали эстетическое воспитание с точки зрения его вклада в гармонично развитую личность. При этом, можно отметить, что существую разные подходы к определению эстетического воспитания. С одной стороны, предлагается рассматривать процесс эстетического воспитания, как целенаправленное воздействие на личность с целью привития определенных взглядов и ценностей, а также развития определенных способностей, с другой стороны, эстетическое воспитание не сводится к определенным способностям, а дает определенное направление личности, вырабатывая эстетическое отношение к самой жизни, действительности.
Существует множество определений эстетического воспитания, среди которых выделяется определение, данное В.Н. Клепиковым. Так как оно включает эстетическое воспитание, наряду с обучением и развитием в более объемное понятие "эстетическое образование". Благодаря обучению, учащиеся осваивают систему эстетических знаний (понятия, значения, законы, принципы и т.п.). В ходе воспитания эти знания насыщаются эстетическими смыслами и перерастают в ценности, значимые для внутреннего мира учащегося. В процессе развития ценностно-значимые знания распределяются, комбинируются и проектируются в соответствии с возрастом учащегося в зоне их ближайшего восхождения и в соответствии с выбранным личностным идеалом или идеалами. Эстетическое образование проявляется в определенном уровне культуры.
Эстетическое образование в школе начинается с первого года обучения. Традиционно педагогами разрабатывается система воспитания, которая должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.
В системе эстетического воспитания младший школьный возраст это особенный возраст. В связи с психологическими особенностями данного возраста, необходимо воспитывать эстетическое отношение к миру через обращение к эмоциональному миру детей, включению их в процесс восприятия предметов искусства, стимулируя их на нравственно-эстетическую оценку окружающей действительности. Рассматривая целесообразность различных способов и средств эстетического воспитания, учитель, может пополнить свой методический арсенал такой формой, как "эстетическая пятиминутка". Главной задачей такой формы работы является научить детей воспринимать произведения искусства, соотносить искусство и действительность, развивать эстетическое отношение к действительности.
Глава 2. Практическое использование "эстетической пятиминутки" на уроках в сельской начальной школе
2.1 Актуальный уровень эстетической культуры учащихся 2 "а" класса МКОУ Карымской СОШ
Прежде чем начать планирование работы по эстетическому воспитанию младших школьников необходимо определить актуальный уровень эстетической культуры класса и каждого учащегося.
Нами было использовано несколько методик, направленных на определение уровня эстетической культуры школьника: анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина) (Приложение 1), диагностика детской креативности (адаптированный вариант по шкале Вильямса) по опроснику для родителей (Приложение 2), анализ творческих работ, беседа с классным руководителем.
Анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина)
Анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина) (Приложение 1) было проведено среди учащихся 2 "а" класса Карымской школы Куйтунского района с целью выявления актуального уровня их эстетической культуры [12].
Учащимся предлагалось ответить на четыре вопроса: как часто они посещают музеи, выставки, театры; какие телевизионные передачи предпочитают смотреть; следят ли они за соей речью и речью окружающих; соблюдают ли правила поведения в общественных местах.
Перед анкетированием дети знакомятся с инструкцией: "Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале (расшифровка дана на доске)"
· "0" всегда нет или никогда.
· "1" очень редко, чаще случайно.
· "2" чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
· "3" чаще да, чем нет, иногда забываю.
· "4" всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4) /16
· До 0,5 - низкий уровень культуры
· 0,6 уровень культуры ниже среднего
· 0,7-0,8 средний уровень культуры
· До 0,9 уровень культуры выше среднего
· 1 высокий уровень культуры
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень эстетической культуры класса (от учеников).
По результатам анкетирования учащихся 2 "а" класса, у них выявлен показатель, который находится на границе между низким и средним уровнем эстетической культуры (табл.1, рис.1, с.30).
Таблица 1
Анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина)
Список учащихся |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Общий балл ученика |
|
Аверкин Николай |
0 |
1 |
2 |
2 |
0,3 |
|
Андреева Ксения |
0 |
3 |
3 |
2 |
0,5 |
|
Баклушин Андрей |
0 |
0 |
1 |
1 |
0,1 |
|
Галютин Александр |
0 |
2 |
3 |
3 |
0,5 |
|
Деревягина Альмира |
1 |
2 |
4 |
4 |
0,7 |
|
Деревягин Иван |
1 |
3 |
4 |
3 |
0,7 |
|
Константинова Яна |
0 |
1 |
2 |
3 |
0,4 |
|
Косьянова Милена |
1 |
3 |
4 |
4 |
0,8 |
|
Курдюмова Анна |
1 |
3 |
4 |
4 |
0,8 |
|
Сергеева Дарья |
2 |
2 |
4 |
3 |
0,7 |
|
Сидоренко Дмитрий |
0 |
3 |
3 |
3 |
0,6 |
|
Шашкеева Алина |
0 |
2 |
2 |
2 |
0,4 |
|
Шиманович Иван |
0 |
1 |
2 |
1 |
0,3 |
|
Шкабров Дмитрий |
0 |
2 |
2 |
2 |
0,4 |
|
Щекатуров Максим |
0 |
1 |
1 |
2 |
0,3 |
|
Юдаева Юлия |
0 |
0 |
2 |
2 |
0,3 |
|
Актуальный уровень эстетической культуры класса |
0,5 |
Рис.1. Анкетирование (адаптированный вариант анкеты Н.П. Капустина)
Проанализировав ответы учащихся можно сказать, что у многих учащихся страдает культура речи, они допускают, чтобы в их присутствии сверстники нецензурно выражались, некорректно отзывались друг о друге; лишь немногие соблюдают правила поведения в общественных местах.
Редко посещают или совсем не посещают музеи, выставки. Среди телевизионных передач редко смотрят учебные или познавательные фильмы. Музыку предпочитают современную.
Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) адаптированный опросник для родителей
Кроме детей, были опрошены и их родители по опроснику об оценке креативности их ребенка (Приложение 2) [10, с.352-353].
Опросник состоит из четырех разделов, по каждому из которых приводится шесть утверждений, по которым родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами "часто", "иногда" и "редко", следует пометить знаком "Ч" ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить для получения дополнительной информации о ребенке.
Число ответов в колонке "часто" = 2 балла
Число ответов в колонке "иногда" = 1 балл
Число ответов в колонке "редко" = 0 баллов
48 баллов - это максимально возможный суммарный балл.
Результаты теста помогают выяснить, насколько родители считают своих детей любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях (табл.2, с.32, рис.2, с.33).
Таблица 2
Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) адаптированный опросник для родителей
Список класса |
Оригинальность |
Любознательность |
Воображение |
Сложность |
Общий балл ученика |
|
Аверкин Николай |
5 |
3 |
3 |
5 |
16 |
|
Андреева Ксения |
5 |
4 |
5 |
4 |
18 |
|
Баклушин Андрей |
5 |
5 |
5 |
3 |
18 |
|
Галютин Александр |
6 |
6 |
6 |
4 |
22 |
|
Деревягин Иван |
9 |
10 |
10 |
12 |
41 |
|
Константинова Яна |
7 |
9 |
8 |
8 |
32 |
|
Косьянова Милена |
9 |
10 |
10 |
11 |
40 |
|
Курдюмова Анна |
11 |
9 |
9 |
9 |
38 |
|
Сергеева Дарья |
10 |
10 |
9 |
11 |
40 |
|
Сидоренко Дмитрий |
6 |
9 |
9 |
10 |
34 |
|
Шашкеева Алина |
7 |
6 |
8 |
8 |
31 |
|
Шиманович Иван |
5 |
6 |
7 |
7 |
25 |
|
Шкабров Дмитрий |
7 |
8 |
7 |
4 |
26 |
|
Щекатуров Максим |
5 |
7 |
5 |
4 |
21 |
|
Юдаева Юлия |
6 |
9 |
7 |
6 |
28 |
|
Средний балл по классу |
27 |
Рис.2. Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса) по адаптированному опроснику для родителей
По результатам проведенного опроса среди родителей мы выявили средний уровень детской креативности среди учащихся 2 "а" класса. Четверо из опрошенных родителей отмечают у своих детей уровень креативности выше среднего (от 38 до 41 балла), шестеро родителей отмечают средний уровень (от 25 до 34 баллов), пять родителей отметили у своих детей уровень креативности ниже среднего (от 16 до 22 баллов).
Анализ творческих работ
Целью проведения анализа творческих работ стало выявление уровня развития творческих способностей учащихся [10, с.255-257]. Анализ проводился по итогам урока изобразительного искусства проведенного по теме "Изображение характера человека. Мужской образ в объеме". Цель урока: изготовить из пластилина объемный образ былинного богатыря по образцу.
В ходе анализа творческих работ были выделены такие критерии:
- оригинальность (импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы; оригинальность замысла),
- соответствие теме (правильное понимание поставленных задач),
- аккуратность выполнения работы.
Оценивание проходило в баллах:
3 балла критерий максимально выражен;
2 балла критерий выражен незначительно;
1 балл критерий выражен плохо;
0 баллов - критерий не выражен.
Максимально творческие способности выражены при баллах от 7 до 9; средне - от 4 до 6; слабо выражены от 0 до 3.
Анализ показал, что работы однотипны, не отличаются оригинальностью, недостаточно аккуратно выполнены, не все смогли передать правильную пропорциональную форму человеческого тела. У учащихся слабо выражен такой критерий как оригинальность (табл.3, рис.3, с.35).
Таблица 3
Анализ творческих работ учащихся 2 "а" класса
Список учащихся |
Критерии оценивания учащихся |
Общий балл ученика |
|||
Оригинальность |
Соответствие теме |
Аккуратность |
|||
Аверкин Николай |
0 |
2 |
1 |
3 |
|
Андреева Ксения |
0 |
2 |
2 |
4 |
|
Баклушин Андрей |
0 |
3 |
0 |
3 |
|
Галютин Александр |
0 |
2 |
2 |
4 |
|
Деревягина Альмира |
0 |
3 |
2 |
5 |
|
Деревягин Иван |
1 |
2 |
1 |
4 |
|
Константинова Яна |
0 |
2 |
2 |
4 |
|
Косьянова Милена |
2 |
3 |
3 |
8 |
|
Курдюмова Анна |
1 |
3 |
2 |
6 |
|
Сергеева Дарья |
0 |
2 |
2 |
4 |
|
Сидоренко Дмитрий |
0 |
2 |
2 |
3 |
|
Шашкеева Алина |
1 |
2 |
2 |
4 |
|
Шиманович Иван |
0 |
2 |
1 |
3 |
|
Шкабров Дмитрий |
0 |
2 |
2 |
4 |
|
Щекатуров Максим |
0 |
2 |
0 |
5 |
|
Юдаева Юлия |
0 |
3 |
2 |
4 |
|
Средний балл по классу |
4,25 |
Рис. 3. Анализ творческих работ учащихся 2 "а" класса
При вычислении среднего балла по выделенным критериям мы получили средний показатель в 4,25, что говорит о среднем уровне, ближе к низкому развития творческих способностей учащихся.
Общая характеристика учащихся класса (выдержка)
Общая характеристика класса составлена по итогам беседы с классным руководителем учащихся 2 "а" класса МКОУ Карымской СОШ.
В классе 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек.
Хорошо усваивают учебный материал Деревягин И., Курдюмова А., Сергеева Д., Деревягина А.
Слабые знания, в том числе эстетические проявляются у Галютина А., Шкаброва Д., Баклушина А., Андреевой К., Константиновой Я., Юдаевой Ю.
Не все любят читать, не все добросовестно относятся к выполнению домашнего задания. В классном коллективе наблюдается средний уровень вовлеченности в интеллектуальную и творческую деятельность вне школы.
В классе нормальный психологический климат. У детей развиты чувства доброжелательности и сопереживания, взаимопонимания. Однако, слабо развиты умения общаться со старшими. Со сверстниками конфликтуют.
Условия жизни детей в семье не у всех благополучные. Есть семьи, где родители употребляют алкоголь, не уделяют должного внимания детям, есть неполные семьи. В основном отношение родителей к школе положительное. Есть активные родители, которые оказывают помощь в организации образовательного процесса.
Положительные черты коллектива: доброжелательность, активность.
Отрицательные черты коллектива: конфликтность, плохое поведение.
Таким образом, проведенные диагностики выявили низкий уровень эстетической культуры учащихся, средний, ближе к низкому уровень их творческих способностей, что можно объяснить неблагополучной ситуацией в семьях у ряда детей, отсутствием возможности посещать музеи, выставки, театры и другие культурные заведения, а также систематическим пропуском уроков ИЗО, музыки из-за расписания автобуса. Следовательно, необходимо находить средства компенсировать данные отрицательные факторы и уделять большее внимание эстетическому воспитанию детей. Одним из таких средств является предложенная организационная форма "эстетическая пятиминутка".