logo
Уровень экспрессивной речи и особенности трудовых навыков умственно отсталых младших школьников

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных

Нами было проведено исследование уровня развития экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.

Таблица 1. Результаты исследования экспрессивной речи детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью (см. приложение 1)

ФИ

Номинативный словарь

звукопроизношение

Предикативный словарь

Словарь прилагательных

Грамматический строй

Связная речь

Экспрессивная речь

А. Катя

в

с

в

в

с

н

с

А. Евгения

с

в

с

н

с

с

с

Б. Карина

н

с

н

н

н

н

н

Г. Марина

в

в

в

с

н

с

с

Л. Светлана

н

с

с

н

н

н

н

Л. Валерия

с

н

с

с

н

н

с

М. Алия

н

в

н

н

н

н

н

П. Аня

н

с

н

н

н

н

н

Я. Таня

с

с

н

н

н

н

н

К. Олеся

н

с

н

н

н

н

н

Б. Илья

н

с

с

с

с

н

с

П. Никита

с

в

с

н

н

с

с

И. Андрей

н

с

с

н

н

н

н

К. Николай

н

с

с

с

с

н

с

Ч. Андрей

н

с

с

с

н

н

с

Э. Максат

в

н

в

с

н

н

с

К. Максим

н

с

с

н

н

н

н

З. Александр

н

с

с

н

н

н

н

А. Максим

в

с

в

с

с

н

с

А. Денис

с

в

в

с

в

н

с

Мы исследовали 5 компонентов экспрессивной речи: номинативный словарь, звукопроизношение, предикативный словарь, словарь прилагательных, грамматический строй, связную речь.

В результате исследования было выявлено, что у таких детей больше всего страдает связная речь. У большинства детей речь находится на уровне жестов, мимики (Аня П., Света Л., Андрей И., Коля К. и др.). Речь смазанная, невнятная. Часто в высказываниях используют набор слов, не связанных между собой. (Карина Б.) В силу индивидуальных особенностей детей, картинка плохо воспринималась зрительно, а следовательно неправильно воспроизводилась. (Денис А.) Дети легче рассказывали знакомы стихи, но большинство из них пользовались жестами, движениями, мимикой.

Звукопроизношение детей так же страдает. Хотя дети могут изолированно произносить большинство звуков речи правильно, но в активной речи они искажаются, либо опускаются. Поэтому речь детей для окружающих непонятна. Наиболее благоприятно звукопроизношение у Дениса А., Никиты П., Алии М., Марины Г., Евгении А.

У данной категории детей так же страдает наполнение словаря. Наиболее знакомы для детей слова, которые чаще употребляют в быту. В речи в основном используют существительные и глаголы. Прилагательные детьми упускаются, либо обозначаются одним словом. Грамматический строй речи у большинства детей не сформирован. Наиболее сформирован грамматический строй у Дениса А., Кати А., Евгении А., Ильи Б., К. Николая, А. Максима.

Таким образом, мы видим, что экспрессивная речь недостаточно развита. Нет ни одного ребенка с высоким уровнем развития экспрессивной речи. У 55 % средний уровень развития экспрессивной речи. У 45 % детей низки уровень развития экспрессивной речи.

Исходя из этого сформировались две группы детей: группа А - дети с низким уровнем развития экспрессивной речи; группа Б - дети со средним уровнем развития экспрессивной речи.

Диаграмма 1.

Следующим этапом нашего исследования было проведение диагностики уровня усвоения навыков хозяйственно - бытового труда у детей с низким и средним уровнем развития экспрессивной речи.

Таблица 2. Результаты исследования навыка хозяйственно - бытового труда в группе А.

Ф. И

Показатели

Общий

балл

Уровень

адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б. Карина

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

проблем

Л. Света

4

1

1

1

2

2

4

4

3

4

1

3

4

34

средний

М. Алия

4

2

1

2

3

3

4

3

3

3

1

3

3

35

средний

П. Аня

3

2

1

2

3

2

3

1

2

2

1

2

3

27

проблем

Я. Таня

4

1

1

1

3

1

2

2

2

2

1

3

3

27

проблем

К. Олеся

3

1

1

1

1

1

3

3

3

3

1

2

2

25

проблем

И. Андрей

4

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

19

проблем

К. Максим

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

дезадап.

З. Саша

4

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

19

проблем

Средний балл

29

11

9

11

16

13

26

18

17

18

9

17

15

209

У детей группы А мы видим, что у 67% проблемная адаптация к усвоению навыков хозяйственно - бытового труда. У 22% средний уровень адаптации. И у 11% - дезадаптация усвоения навыков хозяйственно - бытового труда.

У детей страдают все компоненты усвоения навыков хозяйственно - бытового труда. Наиболее развиты такие навыки, как самостоятельное складывание одежды, умение заправлять постель, умение сервировать стол, умение раздавать блюда, умение убирать и мыть посуду.

Хуже всего сформированы такие навыки, как осуществление ремонта по распоротому шву, умение резать хлеб, самостоятельная утюжка одежды.

Наиболее низкие результаты показали Б. Карина, И. Андрей, К. Максим, З. Александр. У них хорошо сформирован только навык самостоятельного складывания одежды. Остальные навыки не сформированы.

Наиболее высокие результаты в данной группе показали Л. Светлана, М. Алия. У них лучше сформированы следующие навыки: самостоятельное складывание одежды, умение заправлять постель, складывание и смена постельных принадлежностей, умение раздавать блюда, умение протирать стол после еды. Хуже всего сформированы навыки осуществления ремонта по распоротому шву, умения резать хлеб.

Таблица 3. Результаты исследования навыка хозяйственно-бытового труда в группе Б

Ф И

Показатели

Общий балл

Уровень

адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А. Катя

4

2

2

3

4

4

4

4

3

2

1

4

4

41

Средний

А. Евгения

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

16

Проблемн.

Г. Марина

5

3

2

3

4

3

5

4

4

3

1

4

5

46

Высокий

Л. Валерия

5

4

3

4

4

4

5

4

4

4

1

4

5

51

Высокий

Б. Илья

5

1

1

1

3

1

4

3

4

3

1

3

3

34

Средний

П. Никита

5

1

1

1

5

4

5

5

5

4

4

5

5

55

Высокий

К. Николай

5

1

1

1

2

2

4

4

4

4

1

4

4

37

Средний

Ч. Андрей

4

1

1

1

3

1

4

4

4

3

1

3

4

33

Средний

Э. Максат

5

1

1

1

4

1

5

5

4

5

1

4

4

41

Средний

А. Максим

3

1

1

1

1

1

3

3

3

2

1

1

2

23

Проблемн.

А. Денис

4

2

2

2

2

2

4

1

2

2

2

2

2

29

средний

Средний балл

47

19

16

19

32

23

45

38

37

33

15

35

40

399

Из данной таблицы мы видим, что у 27% детей группы Б высокий уровень усвоения навыками хозяйственно - бытового труда. У 54% средний уровень адаптации. У 19% данной категории детей - проблемная адаптация усвоения хозяйственно - бытовых навыков труда.

Наиболее развиты следующие навыки: самостоятельное складывание одежды, умение заправлять постель, поливка цветов.

Достаточно развиты такие навыки как: осуществление стирки мелких вещей, складывание и смена постельных принадлежностей, умение сервировать стол, умение раздавать блюда, умение убирать и мыть посуду.

Недостаточно развиты такие навыки как самостоятельная утюжка одежды, ремонт одежды по распоротому шву, умение пришить пуговицу, умение резать хлеб.

Наиболее высокие результаты показали Л. Валерия, Г. Марина, П. Никита. Лучше всего они умеют самостоятельно складывать одежду, заправлять постель, складывать и менять постельные принадлежности, сервировать стол, убирать и мыть посуду, протирать стол после еды.Л. Валерия и Г. Марина хуже всего развито умение резать хлеб. У П. Никиты это умение развито хорошо, но не развиты такие навыки как самостоятельная утюжка одежды, ремонт одежды по распоротому шву, умение пришить пуговицу.

Самые низкие результаты в данной группе показали А. Евгения, А. Максим. Все навыки, кроме самостоятельного складывания одежды, умения заправлять постель, умение протирать стол после еды, недостаточно сформированы. Хотя у А. Максима частично сформированы такие навыки как умение заправлять постель, складывание и смена постельных принадлежностей, умение сервировать стол.

Таким образом сравним детей группы А с детьми группы Б. (приложение 2, диаграмма 2)

Таблица 4. Сводная таблица диагностики уровня усвоения навыков хозяйственно-бытового труда в группе А и в группе Б

Показатели

Баллы

Группа А

Группа Б

1

3.2

4.3

2

1.2

1.7

3

1

1.4

4

1.2

1.7

5

1.7

2.9

6

1.4

2

7

2.8

4

8

2

3.4

9

1.8

3.3

10

2

3

11

12

1

1.8

1.3

3.1

13

1.6

3.6

Из данной таблицы мы видим, что по всем компонентам усвоения навыков хозяйственно - бытового труда, у детей группы Б показатели выше, чем у детей группы А. Следовательно, дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с средним уровнем развития экспрессивной речи навыки хозяйственно-бытового труда усваивают лучше, чем дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с низким уровнем развития экспрессивной речи.

Следующим этапом нашего исследования было проведение диагностики уровня усвоения навыков уборки жилища, территории, работа на участке у детей с низким и средним уровнем развития экспрессивной речи.

Таблица 5.

Результаты исследования навыков уборки жилища, территории, работы на участке группы А.

Ф.И

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б. Карина

1

1

1

1

1

1

1

2

-

1

-

1

2

Л. Света

4

4

4

4

3

5

4

1

-

4

-

1

4

М. Алия

3

3

3

3

3

3

3

2

-

2

-

1

2

П. Аня

2

3

3

2

3

3

3

2

-

2

-

1

2

Я. Таня

2

2

3

3

3

3

4

2

-

2

-

1

3

К. Олеся

1

2

3

2

2

3

3

2

-

2

-

1

3

И. Андрей

3

2

2

1

2

2

2

1

-

3

-

1

1

К. Максим

1

1

1

1

1

1

1

1

-

1

-

1

1

З. Саша

3

1

3

1

3

1

1

1

-

3

-

1

1

Средний балл

19

21

25

18

21

22

22

14

-

20

-

9

19

Ф. И

Показатели

Общий балл

Уровень адаптации

14

15

16

17

18

19

Б. Карина

1

1

1

1

1

1

21

Проблемная

Л. Света

2

3

4

4

4

2

57

Средняя

М. Алия

1

1

3

3

3

1

39

Проблемная

П. Аня

2

1

2

2

2

2

36

Проблемная

Я. Таня

1

2

3

3

3

1

41

Средняя

К. Олеся

1

1

2

2

2

1

35

Проблемная

И. Андрей

1

1

1

2

2

1

28

Проблемная

К. Максим

1

1

1

1

1

1

17

Дезадаптация

З. Саша

1

1

1

2

2

1

27

Проблемная

Средний балл

11

12

18

20

20

11

302

Из данной таблицы мы видим, что у 22% детей группы А средний уровень усвоения навыков уборки жилища, территории, работы на участке. У 67% проблемная адаптация. И у 11% таких детей дезадаптация.

У данной категории детей наиболее развиты следующие навыки: отжим тряпки, вытирание пыли, мытье стен, мытье скамеек, мытье игрушек, уход за ковриками, подметание веранды, уборка снега.

Хуже всего развиты навыки работы с пылесосом и вскапывание почвы.

Навыки мытья клетки и кормление птиц не сформированы.

Наиболее лучшие результаты в данной группе показали Л. Света, Я. Таня. У них хорошо развит навык мытья скамеек и игрушек. Хуже всего они умеют работать с пылесосом.

Наиболее низкие результаты в данной группе показал К. Максим. Все навыки уборки жилища, территории, работы на участке у него не сформированы.

Таблица 6. Результаты исследования навыков уборки жилища, территории, работы на участке группы Б.

Ф. И

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А. Катя

5

4

5

4

4

5

4

3

-

4

-

2

3

А. Евгения

1

2

2

1

1

2

2

1

-

1

-

1

2

Г. Марина

4

4

5

4

4

5

4

3

-

4

-

3

3

Л. Валерия

4

4

5

4

4

5

5

4

-

4

-

3

3

Б. Илья

3

3

5

4

4

5

5

2

-

4

-

2

3

П. Никита

4

5

5

5

5

5

4

3

-

4

-

1

4

К. Коля

4

4

4

4

4

4

4

3

-

4

-

1

1

Ч. Андрей

3

4

4

4

4

4

4

1

-

3

-

1

3

Э. Максат

5

4

5

4

5

5

5

3

-

4

-

1

3

А. Максим

2

2

3

2

3

3

3

2

-

2

-

1

1

А. Денис

2

2

2

4

2

2

4

2

-

2

-

1

2

Средний балл

37

39

45

41

39

44

41

26

-

46

-

17

27

Ф. И

Показатели

Общий балл

Уровень адаптации

14

15

16

17

18

19

А. Катя

2

3

4

4

4

1

61

Высокая

А. Евгения

1

1

1

2

2

1

24

Проблемная

Г. Марина

3

3

4

4

4

1

62

Высокая

Л. Валерия

3

3

4

4

5

1

65

Высокая

Б. Илья

2

2

3

3

4

2

57

Средняя

П. Никита

4

4

5

5

5

4

75

Высокая

К. Николай

1

3

4

3

4

1

55

Средняя

Ч. Андрей

2

2

2

3

3

1

50

Средняя

Э. Максат

3

2

2

4

4

1

62

Высокая

А. Максим

2

2

2

2

2

1

37

Проблемная

А. Денис

2

3

2

2

2

2

40

Средняя

Средний балл

25

26

30

36

39

15

573

Из данной таблицы мы видим, что 45% детей группы Б имеют высокий уровень усвоения навыков уборки жилища, территории, работы на участке. У 36% детей средний уровень адаптации. Так же есть дети с проблемной адаптацией - 19%.

У таких детей наиболее развиты такие навыки как вытирание пыли, мытье пола, мытье скамеек, мытье игрушек, уход за ковриками. Все остальные навыки достаточно развиты, кроме навыков мытья клетки и кормления птиц.

Наиболее высокие результаты показали П. Никита и Л. Валерия. Лучше всего у них развиты навыки вытирания пыли и мытья скамеек.

У Никиты П хуже всего получается работа с пылесосом, а у Л. Валерии вскапывание почвы.

Наиболее низкие результаты в данной группе показали А. Евгения и А. Максим. У них хорошо развиты навыки вытирания пыли, мытья скамеек, мытья игрушек. Остальные навыки сформированы частично и проявляются не всегда.

Таким образом, сравним детей группы А с детьми группы Б

Таблица 7. Сводная таблица диагностики уровня усвоения навыков уборки жилища, территории, работы на участке в группе А и в группе Б (см. приложение 2, диаграмму 3)

Показатели

Баллы

Группа А

Группа Б

1

1.7

3.4

2

1.9

3.5

3

2.3

4

4

1.6

3.7

5

1.9

3.5

6

2

4

7

2

3.7

8

1.3

2.4

9

0

0

10

1.8

4.1

11

0

0

12

0.8

1.5

13

1.7

2.4

14

1

2.3

15

1.1

2.4

16

1.6

2.7

17

1.8

3.4

18

1.8

3.5

19

1

1.4

В результате исследования было выявлено, что дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью со средним уровнем развития экспрессивной речи лучше усваивают навыки уборки жилища, территории, работы на участке, чем дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с низким уровнем развития экспрессивной речи.

На основании анализа и интерпретации данных можно сделать вывод, что трудовые навыки лучше сформированы у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью со средним уровнем развития экспрессивной речи, чем у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с низким уровнем развития экспрессивной речи.

Выводы:

1) Экспрессивная речь детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью недостаточно развита. Нет ни одного ребенка с высоким уровнем развития экспрессивной речи. У 55 % средний уровень развития экспрессивной речи. У 45 % детей низкий уровень развития экспрессивной речи. Исходя из этого сформировались две группы детей: группа А - дети с низким уровнем развития экспрессивной речи; группа Б - дети со средним уровнем развития экспрессивной речи.

2) По всем компонентам усвоения навыков хозяйственно - бытового труда, у детей группы Б показатели выше, чем у детей группы А. Следовательно, дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с средним уровнем развития экспрессивной речи навыки хозяйственно - бытового труда усваивают лучше, чем дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с низким уровнем развития экспрессивной речи.

3) Дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью со средним уровнем развития экспрессивной речи лучше усваивают навыки уборки жилища, территории, работы на участке, чем дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с низким уровнем развития экспрессивной речи.

4) Дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью со средним уровнем развития экспрессивной речи трудовые навыки усваивают лучше, чем дети младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью с низким уровнем развития экспрессивной речи.